Глава 1
1.1 Классификация современных мотоциклов
Согласно терминологии Правил дорожного движения (ПДД), к мотоциклам относятся двухколесные механические транспортные средства с боковым прицепом или без него, которые, в отличие от мопедов, имеют рабочий объем двигателя более 50 см3 и максимальную конструктивную скорость более 50 км/ч. К мотоциклам также приравниваются трех и четырехколесные механические транспортные средства, имеющие массу в снаряженном состоянии не более 400 кг. Для управления мопедами не требуется водительское удостоверение, а сами мопеды не регистрируются в органах ГИБДД.
Помимо мопедов и мотоциклов, на которых разрешено ездить по дорогам общего пользования, существует другая группа мототранспортных средств (МТС) — внедорожные. К ней относятся снегоходы (устаревшее название — мотонарты), спортивные, трех и четырехколесные мотоциклы. Перечисленные внедорожные МТС (кроме спортивных) находятся в ведении Гостехнадзора, где их регистрируют, проводят технический осмотр, а также обучают водителей транспортных средств категории «внедорожные МТС» и выдают удостоверения трактористама-шиниста. Поскольку данная книга является учебником по мотоциклам, сведения об устройстве и обслуживании мопедов и внедорожных МТС в нее не вошли.
Существует несколько классификаций современных мотоциклов: по рабочему объему — легкие, средние, тяжелые; по типу рабочего процесса двигателя — двухтактные и четырехтактные; но совокупности конструктивных признаков (рис. 1.1) — стандартные (классические) мотоциклы, круизеры (чопперы, кастомы), спортбайки, туристские мотоциклы, мотоциклы двойного назначения (в просторечии «эндуро»), мотоциклы специального назначения, спортивные, мотовездеходы (трех и четырехкодосные или ATV), мотороллеры (скутеры). Кроме того, некоторые мотоциклы могут оснащаться боковым прицепом (коляской). Классификация по совокупности конструктивных признаков весьма условна, поскольку все чаще создаются мотоциклы-«гибриды», сочетающие в себе признаки разных классов.
Таблица 1.1 Краткая техническая характеристика распространенных моделей зарубежных мотоциклов
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ:
Расположение цилиндров:
О —оппозитное;
V — V-образное;
Р — рядное.
Система газораспределения для двухтактных двигателей:
П — поршнем;
Л — лепестковым клапаном на впуске.
Охлаждение:
В — воздушное, набегающим потоком воздуха;
ВП — воздушное принудительное;
Ж — жидкостное;
ВМ — воздушно-масляное.
Система питания:
ВП — впрыск топлива.
Число передач:
ВАР — клиноременный вариатор.
Привод на заднее колесо:
К — карданным валом; Р—ремнем; Ц—целью.
Подвеска переднего колеса:
РЧ — рычажная; Т — телескопическая.
Подвеска заднего колеса: Тормоза:
М — маятниковая с двумя амортизаторами;
МЦ — маятниковая с центральным (моно) амортизатором;
МЦП — маятниковая с центральным (моно) амортизатором с прогрессивной характеристикой;
МБ — маятниковая, рычагом служит блок двигатель—трансмиссия.
Д — дисковый; Б — барабанный.
Для классических мотоциклов (классиков) характерны прямая посадка водителя и отсутствие определяющих признаков других видов машин. Именно такие мотоциклы долгие годы производились в России.
Круизеры имеют увеличенный вылет передней вилки, широкое заднее колесо небольшого диаметра, высокий руль, двухуровневое седло, каплевидный бак и обилие хромированных деталей. Водитель сидит прямо или чуть откинувшись назад и выведя ноги вперед.
Спортбайки являются противоположностью круизерам: водитель имеет полулежачую посадку, подножки отнесены назад. Мотоцикл снабжен большим обтекателем с низким ветровым щитком, «спартанским» сиденьем (часто только для водителя). Такой аппарат обладает высокой динамикой (разгон с места до 100 км/ч за 3 — 4 с) и максимальной скоростью до 300 км/ч.
Туристские мотоциклы (туреры) выделяют высокий ветровой щиток и объемные багажные кофры. Эти большие и тяжелые (до 400 кг) мотоциклы предназначены для езды с пассажиром по хорошим дорогам на дальние расстояния.
Мотоциклы двойного назначения внешне похожи на кроссовые, но со световыми приборами. Их выделяют большой ход подвесок, увеличенный дорожный просвет, колоса (спицованные) большого диаметра имеют шины с развитым рисунком протектора. Посадка водителя прямая.
Мотороллеры (скутеры) отличаются от мотоциклов компоновкой: мотор и топливный бак смещены назад под сиденье, под ногами у водителя имеется проем. Колеса, как правило, небольшого диаметра, а спереди ноги водителя защищены развитой облицовкой. Оснащены скутеры в большинстве автоматической трансмиссией (вариатором). Хотя подавляющее большинство скутеров имеет рабочий объем до 50 см3, все большее распространение получают скутеры рабочим объемом 100 см3 и выше (до 650 см3), что приравнивает их по классификации ПДД, к мотоциклам.