В парах трения новых деталей, даже выполненных с высоким качеством и точностью из соответствующих материалов, первое время эксплуатации происходит приработка поверхностей. За счет сглаживания микронеровностей повышается качество поверхности, снижается трение. В других деталях выбираются зазоры — происходит осадка резьбовых соединений, оболочек тросов, прокладок. Период времени, в течение которого происходит интенсивная приработка поверхностей, называется обкаткой.
При обкатке нового мотоцикла (обычно это первые 1500 — 2500 км) не следует превышать нагрузку и скорость (максимальную и на каждой передаче), указанные в инструкции. После первых нескольких сотен километров проверяют затяжку креплений основных агрегатов, люфты и регулировки органов управления. Не должно быть подтекания масла, топлива и жидкостей из системы охлаждения, гидравлического привода тормозов (сцепления). В мотоциклах с двухтактными двигателями (без системы раздельной смазки) на период обкатки увеличивают пропорцию содержания масла в топливе (обычно до 1:20). Марка бензина не зависит от пробега мотоцикла и должна соответствовать рекомендованной инструкции. В случае появления посторонних звуков в цилиндре (детонация) или вспышек в двигателе после выключения зажигания (калильное зажигание) необходимо проверить регулировки карбюратора и системы зажигания. Первую замену масла в двигателе обычно производят после 500— 1000 км пробега.
По окончании обкатки снимают ограничитель хода дроссельной заслонки (если такой установлен — рис. 6.1) и постепенно увеличивают нагрузку на мотоцикл и его максимальную скорость. Также заменяют масло в двигателе и других агрегатах, проверяют регулировку органов управления. Периодичность последующих ТО указана в инструкции.
Рис 6.1 Удаление ограничителя подъема дроссельной заслонки карбюратора К-65: 1 — крышка карбюратора; 2 — ограничитель