3.4. Обслуживание электрооборудования

Системы электрооборудования современных мотоциклов требуют пе­риодического осмотра и ТО (рис. 3.30).

рис. 3.30

Рис 3.30 Обслуживание электрооборудования мотоцикла: 1 — регулировка фары: 2 — контроль состояния свечей: 3 — очистка контактных колец генератора: 4 — проверка плотности и уровня электролита в аккумуляторной батарее.

Кислотные аккумуляторные батареи (кроме отдельного вида необ­служиваемых батарей) нуждаются в периодическом осмотре и обслуживаиии: «чистке полюсных наконечников от оксидов, поддержании уровня и плотности электролита. Уровень электролита определяют визуально, поскольку корпус батареи выполнен из прозрачного мате­риала, на который нанесены две горизонтальные линии: минимально­го и максимального уровня. При пониженном уровне электролита в банки батареи доливают только дистиллированную воду. Для контро­ля плотности служит ареометр (рис. 3.31). Значения плотности элект­ролита приведены в табл. 3.1.

Измерение плотности электролита ареометром

Рис. 3.31 Измерение плотности электролита ареометром

При разряде плотность падает, значение плотности 1,10—1,12 г/см3 соответствует полностью разряженному аккумулятору. Заряжают аккумуляторную батарею специальным зарядным устройством током строго определенной величины. Подключать зарядное устройство следует гак, чтобы наконечник провода « + » был соединен с выводом « 4- » батареи, а наконечник провода «—» с выводом «—». Современные устройство регулируют силу тока автоматически по мере заряда батареи. Если зарядное устройство не снабжено блоком регулирования, величину зарядного тока берут из

Таблица 3.1 ПЛОТНОСТЬ ЭЛЕКТРОЛИТА ДЛЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ В РАЗЛИЧНЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ РАЙОНАХ

Климатические районы (средняя месячная температура в январе)

Время года

Плотность электролита, приведенная к +25^С, г/см3

 

 

Заливается при приведении батареи в действие

В полностью заряженной батарее

Очень холодный (-50…-30 3С)

Зима/Пето

1.28

1,30

Холодный (-30…-15 "С)

Круглый год

1.26

1,28

Умеренный (-15… 8 °С)

То же

1.24

1,26

Жаркий сухой ( 15…+Д ^С)

1.21

1,23

Теплый влажный (О…-4 °С)

— 

1,21

1,23

ПРИМЕЧАНИЕ

Допускаются отклонения плотности электролита от значений, указанных в таблице, на ±0,01 г/см3

инструкции или устанавливают приблизительно равной 1/20—1/10 от величины емкости батареи.

Новые аккумуляторные батареи поступают в продажу без электроли­та (сухозаряженные). В них следует залить электролит и дать постоять 20 — 30 минут. После этого следует измерить плотность и при необходи­мости подзарядить батарею. Электролит рекомендуется покупать гото­вый. Если его приготовляют самостоятельно, то вливают небольшими порциями концентрированную серную кислоту в дистиллированную воду (но не наоборот), чтобы кислота не выплескивалась и получае­мый раствор не перегревался. Плотность контролируют после охлажде­ния электролита до 25 °С. Для очистки поверхности батареи от следов электролита, их следует протереть тряпкой, смоченной содовым раство­ром, смыть водой и протереть сухой тряпкой.

При работе с электролитом следует соблюдать осторожность, не до­пуская попадания его капель на одежду и особенно на открытые части тела. При попадании электролита на кожу или в глаза их следует про­мыть большим количеством воды и обратиться к врачу.

Обслуживание генератора и электростартера заключается в очистке его от грязи и ныли, проверке крепления к корпусу и надежности кон­тактных соединений. Если генератор имеет в своей конструкции щеточ­ный узел, проверяют состояние щеток и их пружин. Измеряют высоту выступания щеток, визуально оценивают их рабочую поверхность: она не должна иметь сколы, а радиус кривизны должен соответствовать ра­диусу сопрягаемой поверхности ротора, щетки должны перемещаться в щеткодержателе без заеданий. Направляющие щеток очищают от уголь­ной пыли (но не смазывают).

При окислении пластин (ламе­лей) коллектора или контактных колец их обезжиривают и акку­ратно зачищают. У мотоциклов с генератором, выполненным в ви­де отдельного узла, при необходи­мости смазывают пластичной смазкой подшипники ротора.

Контактные реле-регуляторы включают реле обратного тока и регулятор напряжения. В них про­веряют состояние контактов (в слу­чае подгорания или окисления их следует зачистить), при необходи­мости регулируют специальным винтом усилие, создаваемое пру­жиной, и зазор между контактами. Современные электронные регуля­торы напряжения не требуют об­служивания, кроме удаления грязи с их поверхности и проверки соединения проводов или разъемов.

Обслуживание контактных систем зажигания заключается в смазке оси кулачка и фильца, проверке состояния контактов, регулировке зазора между ними и проверке соответствия момента зажигания моменту, заданному инструкцией. При отсутствии подгорания или износа контактов устанавливают зазор между ними (согласно инструкции) при поло­жении поршня в ВМТ такта сжа­тия (рис. 3.32). Затем проворачи­вают коленчатый вал в сторону, обратную рабочему направлению вращения, до тех пор, пока пор­шень не займет положение, при котором должна возникнуть ис­кра. Величина опережения зажи­гания (по ходу поршня в мм) при­ведена в инструкции. Контролируют величину опускания поршня индикатором или другим измерительным приспособлением. В этот момент должно произойти размыкание контактов (при включенном зажигании контрольная лампа, соединенная параллельно контактам, загорится). На многих мотоциклах контроль момента зажигания проверяется автомобильным стробоскопом (рис. 3.33).

Регулировка опережения зажигания в контактных батарейных системах

Рис 3.32. Регулировка опережения зажигания в контактных батарейных системах («Ява- 350»): а — установка поршня в положения ВМТ; б — проверка щупом зазора в контактах прерывателя; в — проверка опережения зажигания c помощью тестера; 1 — стержень, вставленный в свечное отверстие; 2 — бол г крепления ротора, за который проворачивают коленчатый вал: 3 — разомкнутые контакты прерывателя; 4 — щуп; 5 — тестер, подключенный параллельно контактам прерывателя.

Установка момента зажигания с помощью стробоскопа («Днепр»)

Рис 3.33 Установка момента зажигания с помощью стробоскопа («Днепр»):

а — расположение стробоскопа напротив смотрового отверстия; б —увеличенное изображение смотрового отверстия; 1 — смотровое отверстие; 2 — стробоскоп; 3 — метка опережения зажигания на маховике; 4 — метко на картере.

Бесконтактные системы зажигания не нуждаются в обслуживании, кроме очистки и проверки надежности крепления элементов. Момент зажигания устанавливают на неработающем двигателе, совмещая установочные метки на роторе и статоре (рис. 3.34). Электронный коммутатор обычно делают неразборным, его обслуживание сводится к очистке от пыли и проверке надежности соединения контактов и корпуса с «массой». Проверку работоспособности БСЗ («поиск искры»)можно проводить только со свечой, имеющей надежный контакт с «массой». Иначе возможно перегорание коммутатора.

Установка момента зажигания в бесконтактных электронных системах («Сова»)

Рис З.З4 Установка момента зажигания в бесконтактных электронных системах («Сова»):

1 — прорезь в статоре генератора; 2 — метка на роторе.

Все работы с высоковольтными цепями систем зажигания следует проводить с соблюдением правил безопасности — высокое напряжение опасно для жизни!

К неисправностям свечи относятся пробой изолятора, образование нагара или нарушение зазора между электродами. Важной операцией при обслуживании системы зажигания любого типа явля­ется очистка электродов свечи и установка зазора между ними(согласно инструкции). По внешнему виду свечи можно определить правильность ее выбора и исправность двигателя (рис 3.35, табл. 3.2). Слишком «холодная» свеча будет часто выходить из строя, а «горячая» может стать причиной калильного зажигания (работы двигателя при отключенной системе зажигания за счет воспламенения смеси от раскаленных деталей в камере сгорания) и прогорания поршня. Один раз в иолгода или после пробега в 5 —6 тыс. км следует осмот­реть свечу и при необходимости отрегулировать зазор между элект­родами, а раз в год или после пробега 10—12 тыс. км заменить свечи на новые.

Обслуживание приборов системы освещения и сигнализации сво­дится к поддержанию их в чистоте и проверке работоспособности. Пе­регоревшие лампы заменяют на новые. Регулировку света фары прово­дят на ровной площадке при включенном ближнем свете (рис. 3.36).

Диагностика свечи зажигания по внешнему виду

Рис 3.35. Диагностика свечи зажигания по внешнему виду: а —тонкий слои светло- коричневого налета; б — матовая черная копоть; в — блестящий черный маслянистый нагар; г — толстый слой рыхлых отложении; д —отложения красного цвета; е, ж — оплавление, выгорание электродов, трещина на тепловом конусе изолятора или его разрушение (пояснения см. в табл. 3.2)

Регулировка ближнего света фары с асиммет­ричным светораспределением

Рис 3.З6 Регулировка ближнего света фары с асиммет­ричным светораспределением

3.2. ДИАГНОСТИКА ДВИГАТЕЛЯ ПО СОСТОЯНИЮ СВЕЧИ ЗАЖИГАНИЯ

Позиция на рис. 3.35

Вид нагара

Возможная причина

Сопутствующий признак

Способ устранения

а

Тонкий слой

Двигатель

Расход топлива.

Очистить свечи

 

 

 

 

 

 

светло-серого

в исправном

моторного

от налета

или светло-

состоянии.

масла

и при необхо­

коричневого

свеча

и токсичность

димости

налета

соответствует

отработавших

отрегулировать

 

по калильному

газов

искровой

 

числу

соответствует

нормам

зазор

б

Матовая

Неправильная

Повышенный

Отрегулировать

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

черная копоть

регулировка

расход

систему

 

карбюратора

топлива.

питания и

 

или угла

снижение

зажигания

 

опережения

мощности.

 

 

зажигания

неустойчивая работа на холостом ходу, затруднен пуск

 

 

Низкая комп

 

Отремонти­

 

рессия. негерме-

 

ровать

 

тичность клапа­нов или сильный износ цилиндро- поршневой группы

 

двигатель

 

Загрязнение

 

Заменить

 

воздушного

 

воздушный

 

фильтра

 

фильтр

 

Неправильная

 

Отрегулировать

 

установка

 

искровой

 

искрового зазора

зазор

 

Трещина

 

Заменить

 

в изоляторе

 

свечу

 

Свеча «холодная»

 

Заменить свечу

 

для данного

 

на соответству­

 

двигателя

 

ющую

по калильному числу

в

Блестящий

Попадание

Повышенный

Заменить

 

 

 

 

 

черный

масла

расход масла.

маслосъемные

маслянистый

в камеру

неустойчивая

колпачки

сажа

C1 вспашка

работа

впускных

 

 

на холостом ходу.

клапанов или

 

 

затруднен пуск

поршневые

кольца

Г

Толстый слой

Низкое

Перебои

Заменить

 

 

 

 

свободный

качество

в работе

топливо или

отложений

бензина или

двигателя,

моторное

 

моторного

затруднен пуск

масло.

 

масла

 

промыть систему смазки

Д

Отложения

Ненормиро­

Перебои

Заменить

 

 

 

красного цвета

ванное

в работе

топливо

 

применение

двигателя,

 

 

железосо­держащих присадок в бензине

затруднен пуск

 

е, г

Оплавление,

Свеча «горяча»

Перебои

Заменить свечу

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

выгорание

для данного

в работе

на соответству

электродов.

двигателя

двигателя,

ющую

трещина

 

затруднен пуск

 

на тепловом конусе

изолятора или его разрушение

Неисправность

Перегрев

Устранить

 

системы

двигателя

неисправность

 

охлаждения

 

системы

 

 

 

охлаждения

 

Велик угол

Перегрев

Отрегулировать

 

опережения

двигателя,

угол опережения

 

зажигания

детонация

зажигания

 

Применение

Перегрев

Заменить

 

низкооктанового

двигателя,

топливо

 

топлива

детонация