Системы электрооборудования современных мотоциклов требуют периодического осмотра и ТО (рис. 3.30).
Рис 3.30 Обслуживание электрооборудования мотоцикла: 1 — регулировка фары: 2 — контроль состояния свечей: 3 — очистка контактных колец генератора: 4 — проверка плотности и уровня электролита в аккумуляторной батарее.
Кислотные аккумуляторные батареи (кроме отдельного вида необслуживаемых батарей) нуждаются в периодическом осмотре и обслуживаиии: «чистке полюсных наконечников от оксидов, поддержании уровня и плотности электролита. Уровень электролита определяют визуально, поскольку корпус батареи выполнен из прозрачного материала, на который нанесены две горизонтальные линии: минимального и максимального уровня. При пониженном уровне электролита в банки батареи доливают только дистиллированную воду. Для контроля плотности служит ареометр (рис. 3.31). Значения плотности электролита приведены в табл. 3.1.
Рис. 3.31 Измерение плотности электролита ареометром
При разряде плотность падает, значение плотности 1,10—1,12 г/см3 соответствует полностью разряженному аккумулятору. Заряжают аккумуляторную батарею специальным зарядным устройством током строго определенной величины. Подключать зарядное устройство следует гак, чтобы наконечник провода « + » был соединен с выводом « 4- » батареи, а наконечник провода «—» с выводом «—». Современные устройство регулируют силу тока автоматически по мере заряда батареи. Если зарядное устройство не снабжено блоком регулирования, величину зарядного тока берут из
Таблица 3.1 ПЛОТНОСТЬ ЭЛЕКТРОЛИТА ДЛЯ ЭКСПЛУАТАЦИИ В РАЗЛИЧНЫХ КЛИМАТИЧЕСКИХ РАЙОНАХ
Климатические районы (средняя месячная температура в январе) |
Время года |
Плотность электролита, приведенная к +25^С, г/см3 |
|
|
Заливается при приведении батареи в действие |
В полностью заряженной батарее |
|
Очень холодный (-50…-30 3С) |
Зима/Пето |
1.28 |
1,30 |
Холодный (-30…-15 "С) |
Круглый год |
1.26 |
1,28 |
Умеренный (-15… 8 °С) |
То же |
1.24 |
1,26 |
Жаркий сухой ( 15…+Д ^С) |
— |
1.21 |
1,23 |
Теплый влажный (О…-4 °С) |
— |
1,21 |
1,23 |
ПРИМЕЧАНИЕ
Допускаются отклонения плотности электролита от значений, указанных в таблице, на ±0,01 г/см3
инструкции или устанавливают приблизительно равной 1/20—1/10 от величины емкости батареи.
Новые аккумуляторные батареи поступают в продажу без электролита (сухозаряженные). В них следует залить электролит и дать постоять 20 — 30 минут. После этого следует измерить плотность и при необходимости подзарядить батарею. Электролит рекомендуется покупать готовый. Если его приготовляют самостоятельно, то вливают небольшими порциями концентрированную серную кислоту в дистиллированную воду (но не наоборот), чтобы кислота не выплескивалась и получаемый раствор не перегревался. Плотность контролируют после охлаждения электролита до 25 °С. Для очистки поверхности батареи от следов электролита, их следует протереть тряпкой, смоченной содовым раствором, смыть водой и протереть сухой тряпкой.
При работе с электролитом следует соблюдать осторожность, не допуская попадания его капель на одежду и особенно на открытые части тела. При попадании электролита на кожу или в глаза их следует промыть большим количеством воды и обратиться к врачу.
Обслуживание генератора и электростартера заключается в очистке его от грязи и ныли, проверке крепления к корпусу и надежности контактных соединений. Если генератор имеет в своей конструкции щеточный узел, проверяют состояние щеток и их пружин. Измеряют высоту выступания щеток, визуально оценивают их рабочую поверхность: она не должна иметь сколы, а радиус кривизны должен соответствовать радиусу сопрягаемой поверхности ротора, щетки должны перемещаться в щеткодержателе без заеданий. Направляющие щеток очищают от угольной пыли (но не смазывают).
При окислении пластин (ламелей) коллектора или контактных колец их обезжиривают и аккуратно зачищают. У мотоциклов с генератором, выполненным в виде отдельного узла, при необходимости смазывают пластичной смазкой подшипники ротора.
Контактные реле-регуляторы включают реле обратного тока и регулятор напряжения. В них проверяют состояние контактов (в случае подгорания или окисления их следует зачистить), при необходимости регулируют специальным винтом усилие, создаваемое пружиной, и зазор между контактами. Современные электронные регуляторы напряжения не требуют обслуживания, кроме удаления грязи с их поверхности и проверки соединения проводов или разъемов.
Обслуживание контактных систем зажигания заключается в смазке оси кулачка и фильца, проверке состояния контактов, регулировке зазора между ними и проверке соответствия момента зажигания моменту, заданному инструкцией. При отсутствии подгорания или износа контактов устанавливают зазор между ними (согласно инструкции) при положении поршня в ВМТ такта сжатия (рис. 3.32). Затем проворачивают коленчатый вал в сторону, обратную рабочему направлению вращения, до тех пор, пока поршень не займет положение, при котором должна возникнуть искра. Величина опережения зажигания (по ходу поршня в мм) приведена в инструкции. Контролируют величину опускания поршня индикатором или другим измерительным приспособлением. В этот момент должно произойти размыкание контактов (при включенном зажигании контрольная лампа, соединенная параллельно контактам, загорится). На многих мотоциклах контроль момента зажигания проверяется автомобильным стробоскопом (рис. 3.33).
Рис 3.32. Регулировка опережения зажигания в контактных батарейных системах («Ява- 350»): а — установка поршня в положения ВМТ; б — проверка щупом зазора в контактах прерывателя; в — проверка опережения зажигания c помощью тестера; 1 — стержень, вставленный в свечное отверстие; 2 — бол г крепления ротора, за который проворачивают коленчатый вал: 3 — разомкнутые контакты прерывателя; 4 — щуп; 5 — тестер, подключенный параллельно контактам прерывателя.
Рис 3.33 Установка момента зажигания с помощью стробоскопа («Днепр»):
а — расположение стробоскопа напротив смотрового отверстия; б —увеличенное изображение смотрового отверстия; 1 — смотровое отверстие; 2 — стробоскоп; 3 — метка опережения зажигания на маховике; 4 — метко на картере.
Бесконтактные системы зажигания не нуждаются в обслуживании, кроме очистки и проверки надежности крепления элементов. Момент зажигания устанавливают на неработающем двигателе, совмещая установочные метки на роторе и статоре (рис. 3.34). Электронный коммутатор обычно делают неразборным, его обслуживание сводится к очистке от пыли и проверке надежности соединения контактов и корпуса с «массой». Проверку работоспособности БСЗ («поиск искры»)можно проводить только со свечой, имеющей надежный контакт с «массой». Иначе возможно перегорание коммутатора.
Рис З.З4 Установка момента зажигания в бесконтактных электронных системах («Сова»):
1 — прорезь в статоре генератора; 2 — метка на роторе.
Все работы с высоковольтными цепями систем зажигания следует проводить с соблюдением правил безопасности — высокое напряжение опасно для жизни!
К неисправностям свечи относятся пробой изолятора, образование нагара или нарушение зазора между электродами. Важной операцией при обслуживании системы зажигания любого типа является очистка электродов свечи и установка зазора между ними(согласно инструкции). По внешнему виду свечи можно определить правильность ее выбора и исправность двигателя (рис 3.35, табл. 3.2). Слишком «холодная» свеча будет часто выходить из строя, а «горячая» может стать причиной калильного зажигания (работы двигателя при отключенной системе зажигания за счет воспламенения смеси от раскаленных деталей в камере сгорания) и прогорания поршня. Один раз в иолгода или после пробега в 5 —6 тыс. км следует осмотреть свечу и при необходимости отрегулировать зазор между электродами, а раз в год или после пробега 10—12 тыс. км заменить свечи на новые.
Обслуживание приборов системы освещения и сигнализации сводится к поддержанию их в чистоте и проверке работоспособности. Перегоревшие лампы заменяют на новые. Регулировку света фары проводят на ровной площадке при включенном ближнем свете (рис. 3.36).
Рис 3.35. Диагностика свечи зажигания по внешнему виду: а —тонкий слои светло- коричневого налета; б — матовая черная копоть; в — блестящий черный маслянистый нагар; г — толстый слой рыхлых отложении; д —отложения красного цвета; е, ж — оплавление, выгорание электродов, трещина на тепловом конусе изолятора или его разрушение (пояснения см. в табл. 3.2)
Рис 3.З6 Регулировка ближнего света фары с асимметричным светораспределением
3.2. ДИАГНОСТИКА ДВИГАТЕЛЯ ПО СОСТОЯНИЮ СВЕЧИ ЗАЖИГАНИЯ
Позиция на рис. 3.35 |
Вид нагара |
Возможная причина |
Сопутствующий признак |
Способ устранения |
а |
Тонкий слой |
Двигатель |
Расход топлива. |
Очистить свечи |
|
светло-серого |
в исправном |
моторного |
от налета |
или светло- |
состоянии. |
масла |
и при необхо |
|
коричневого |
свеча |
и токсичность |
димости |
|
налета |
соответствует |
отработавших |
отрегулировать |
|
|
по калильному |
газов |
искровой |
|
|
числу |
соответствует нормам |
зазор |
|
б |
Матовая |
Неправильная |
Повышенный |
Отрегулировать |
|
черная копоть |
регулировка |
расход |
систему |
|
карбюратора |
топлива. |
питания и |
|
|
или угла |
снижение |
зажигания |
|
|
опережения |
мощности. |
|
|
|
зажигания |
неустойчивая работа на холостом ходу, затруднен пуск |
|
|
|
Низкая комп |
|
Отремонти |
|
|
рессия. негерме- |
|
ровать |
|
|
тичность клапанов или сильный износ цилиндро- поршневой группы |
|
двигатель |
|
|
Загрязнение |
|
Заменить |
|
|
воздушного |
|
воздушный |
|
|
фильтра |
|
фильтр |
|
|
Неправильная |
|
Отрегулировать |
|
|
установка |
|
искровой |
|
|
искрового зазора |
зазор |
||
|
Трещина |
|
Заменить |
|
|
в изоляторе |
|
свечу |
|
|
Свеча «холодная» |
|
Заменить свечу |
|
|
для данного |
|
на соответству |
|
|
двигателя |
|
ющую по калильному числу |
|
в |
Блестящий |
Попадание |
Повышенный |
Заменить |
|
черный |
масла |
расход масла. |
маслосъемные |
маслянистый |
в камеру |
неустойчивая |
колпачки |
|
сажа |
C1 вспашка |
работа |
впускных |
|
|
|
на холостом ходу. |
клапанов или |
|
|
|
затруднен пуск |
поршневые кольца |
|
Г |
Толстый слой |
Низкое |
Перебои |
Заменить |
|
свободный |
качество |
в работе |
топливо или |
отложений |
бензина или |
двигателя, |
моторное |
|
|
моторного |
затруднен пуск |
масло. |
|
|
масла |
|
промыть систему смазки |
|
Д |
Отложения |
Ненормиро |
Перебои |
Заменить |
|
красного цвета |
ванное |
в работе |
топливо |
|
применение |
двигателя, |
|
|
|
железосодержащих присадок в бензине |
затруднен пуск |
|
|
е, г |
Оплавление, |
Свеча «горяча» |
Перебои |
Заменить свечу |
|
выгорание |
для данного |
в работе |
на соответству |
электродов. |
двигателя |
двигателя, |
ющую |
|
трещина |
|
затруднен пуск |
|
|
на тепловом конусе изолятора или его разрушение |
Неисправность |
Перегрев |
Устранить |
|
|
системы |
двигателя |
неисправность |
|
|
охлаждения |
|
системы |
|
|
|
|
охлаждения |
|
|
Велик угол |
Перегрев |
Отрегулировать |
|
|
опережения |
двигателя, |
угол опережения |
|
|
зажигания |
детонация |
зажигания |
|
|
Применение |
Перегрев |
Заменить |
|
|
низкооктанового |
двигателя, |
топливо |
|
|
топлива |
детонация |
|