Система световой и звуковой сигнализации.
В систему сигнализации входят сигнал торможения, указатели поворотов, звуковой сигнал, переключатели. Также на мотоциклах устанавливают контрольные приборы:
спидометр, тахометр, контрольные лампы (дальнего света, нейтрального положения КП, указатели поворотов). Кроме того, могут устанавливаться указатели уровня топлива, температуры охлаждающей жидкости, лампы разряда аккумуляторной батареи, низкого уровня и давления масла, перегрева двигателя. У современных мотоциклов контрольные приборы объединяют в один блок, нередко в виде дисплея на жидких кристаллах.
Указатели поворотов включаются и выключаются рычажком на левой рукоятке руля (на некоторых зарубежных моделях выключатель есть на каждой рукоятке). Управляет работой передних и задних ламп, соединенных параллельно, электронное (реже электронно-механическое) реле (рис. 3.24).
Рис 3.24. Схема цепи указателей поворотов:
1 – правые фонари указателей поворотов; 2 — индикатор на приборной панели; 3 – переключатель на руле; 4 — реле поворотов; 5 — замок зажигания; 6 — предохранитель; 7 — аккумуляторная батарея; 8 — левые фонари указателей поворотов.
Кнопка включения звукового сигнала расположена на руле слева. Сам сигнал (электрический вибрационный) установлен в открытом пространстве передней части мотоцикла. При нажатии кнопки включения сигнала ток проходит через обмотку сигнала и магнитный сердечник притягивает к себе мембрану (рис. 3.25). Последняя прогибается, одновременно размыкая контакты и разрывая цепь, после чего сердечник размагничивается, и мембрана возвращается в исходное положение, вновь замыкая контакты. Этот колебательный процесс, сопровождаемый генерированием звуковых волн, продолжается до тех пор, пока нажата кнопка сигнала. Сила звука (тональность) регулируется винтом, расположенным на задней стенке корпуса или в центре мембраны.
Сигнал торможения включается специальными выключателями, раздельными для переднего и заднего тормозов (рис. 3.26).
Рис 3.25 Звуковой вибрационный сигнал (а) и схема его включения (б):
1 — аккумуляторная батарея; 2 — кнопка сигнала; 3 – регулировка тона;
4— электромагнит: 5 — подвижный сердечник; 6 -— диафрагма; 7— контакты.
Рис 3.26 Схема цепи сигнала торможения: 1 – концевой выключатель на руле;
2 — выключатель заднего тормоза; 3 — аккумуляторная батарея;
4 — предохранитель; 5 — замок зажигания;
6 — лампа сигнала торможения в заднем фонаре