Система освещения. Система освещения мотоциклов (рис. 3.20) включает в себя фару или фары (с дальним и ближним светом и лампой стояночкого света), задний фонарь с лампой габарита и освещения номерного знака, переключатели на руле.
Фара служит для освещения дороги перед мотоциклом. Она размещена в передней подрессоренной части мотоцикла и может быть как неподвижной относительно рамы, так и поворачиваться вместе с рулем. Состоит фара (рис. 3.21) из корпуса (обычно с ободком), рефлектора с установленной в его центре двухнитевой лампой и стекла (рассеивателя). Также в корпусе фары устанавливают маломощную лампу стояночного света. В задней части мотоцикла (обычно на крыле) устанавливают фонарь с комбинированными огнями: сигналом торможения и габаритным огнем (красного цвета) и подсветкой, номерного знака. Кроме того, на заднем фонаре устанавливают световозвращатель красного цвета.
Система освещения может работать в трех режимах: включены габаритные (стояночные) огни, ближний или дальний свет фары. Согласно требованиям ПДД, при движении мотоцикла постоянно должен быть включен ближний свет фары.
Изменение режимов работы системы освещения производится переключателями на руле. Переключатель на правой рукоятке руля имеет режимы: «Свет выключен», «Стояночный свет», «Свет фары». На левой рукоятке руля имеется переключатель режимов: «Дальний свет» —«Ближний свет». Иногда также на левой рукоятке устанавливают кнопку светового сигнала — кратковременного включения дальнего света.
Лампы фары обычно двухнитевые, унифицированные с автомобильными, мощностью 55 Вт и выше. Тип и мощность ламп устанавливается заводом-изготовителем, применение других (более мощных) ламп не допускается из-за нарушения теплового режима фары. Все более широкое распространение получают галогенные лампы. Нить дальнего света лампы находится в оптическом фокусе рефлектора, который создает практически параллельный пучок лучей, освещающий дорогу на расстоянии до 100 м. Нить
Рис 3.20 Схема системы освещения, распространенная на европейских мотоциклах:
1 — пампа дальнего/бпижнего света фары; 2 — габаритный огонь фары; 3 — предохранитель; 4 — переключатель света на правой рукоятке руля; 5 — лампа габаритного света заднего фонаря; 6 — замок зажигания; 7 — выпрямитель и регулятор напряжения; 8 — альтернатор; 9 — лампа подсветки спидометра; 10 — лампа-индикатор включения дальнего света; 11 — переключатель света на левой рукоятке; 12 — аккумуляторная батарея
Рис 3.21 Фара (а) и задний фонарь (б): 1 — рассеиватель; 2 — ободок;
3 — лампа дальнего/ ближнего света; 4 — корпус фары; 5 — лампа стояночного света;
6 — корпус заднего фонаря; 7 — лампа сигнала торможения;
8 — красное стекло-рассеиватель; 9 — отражатель;
10 — лампа габа ритного света и освещения номера; 11 — белое стекло.
ближнего света помещают не в фокусе или закрывают ее снизу (внутри лампы) специальным экраном (рис. 3.22). Вследствие это-го пучок лучей направлен вниз и освещает ближнюю часть дороги. Кроме того, рассеиватель, установленный перед лампой, имеет обычно несимметричный рисунок, из-за чего правая часть дороги (и обочина) освещены на большее расстояние, чем левая.
Рис. 3.22. Лампа дальнего/ближнего света фары с экраном: а — общий вид: б — дальний свет: в — ближний свет. 1 — экран. 2 — нить ближнего света: 3 — нить дальнего света.
Фары современных российских мотоциклов имеют в этом режиме асимметричное светораспределение.
В других световых приборах применяют однонитевые лампы различной конструкции (рис. 3.23).
Выключатель зажигания служит для прерывания электрического тока в цепи первичной обмотки катушки зажигания («Иж»,«Урал») или замыкания на «массу» («Минск», ЗиД). Кроме того, у некоторых мотоциклов выключатель зажигания выполняет функции выключателя света и противоугонного устройства (в других случаях противоугонное устройство монтируется на рулевой колонке и блокирует руль в повернутом положении). На правой рукоятке руля всех современных мотоциклов имеется аварийный выключатель двигателя («Stop»).
Рис 3.23 Лампы, применяемые на мотоциклах: 1 — лампа дальнего/ближнего света; 2 — галогенная лампа дальнего/ближнего света; 3 — двухнитевая лампа; 4 — одно- нитевая лампа сигнала торможения; 5 — лампа габаритного света заднего фонаря; 6 — пальчиковая лампа заднего фонаря; 7 — лампа стояночного света фары и подсветки панели приборов; 8 — бесцокольная лампа панели приборов.
Основная неисправность системы освещения — отсутствие света — вызвана ненадежностью контактов в соединениях, обрывом цепи (например, в результате короткого замыкания). Возгорание проводки при коротком замыкании предотвращают плавкие предохранители. С оценки их состояния и следует начинать поиск неисправности системы электрооборудования.