1.2. Технические характеристики современных мотоциклов
За последние десятилетия резко увеличилось разнообразие моделей мотоциклов. Почти каждая крупная фирма имеет в своей производственной программе целуто гамму моделей разных типов и рабочих объемов. Основные характеристики типичных представителей каждой группы мотоциклов, согласно приведенной в подразд. 1.1 классификации, представлены на примере зарубежных моделей в табл. 1.1, они показаны на рис. 1.2.
Рис 1.2 Зарубежные мотоциклы (по табл. 1.1)
При всем разнообразии мототехники в мире в России до последнего времени производились только классические мотоциклы (одиночные и с коляской) и мотороллеры, в том числе грузовые (рис. 1.3).
Рис 1.3. Мотоциклы производства России, Украины, Белоруссии, Чехии (по табл. 1.2)
Прототипами им послужили немецкие модели 40 —50-х годов: БМВ («Урал», «Днепр»), ДКВ («Восход», «Сова», «Минск», «Иж-Юпитер», «Иж-Плане-та»). Зарубежная мототехника (кроме традиционно присутствовавшей на рынке СССР продукции Белоруссии, Украины и Чехии) в России в настоящее время составляют менее 1 /4 мотопарка. В табл. 1.2 приведены технические характеристики современных мотоциклов производства России, Украины, Белоруссии, Чехии.
Таблица 1.2. КРАТКАЯ ТЕХНИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА МОТОЦИКЛОВ ПРОИЗВОДСТВА РОССИИ, УКРАИНЫ, БЕЛОРУССИИ, ЧЕХИИ
ПРИНЯТЫЕ СОКРАЩЕНИЯ:
Колесная формула:
первая цифра — общее число колес, вторая цифра — число ведущих колес
Число и расположение цилиндров:
О — оппозитное; V — V-образное; Р — рядное.
Тип ГРМ и число клапанов:
для двухтактных двигателей — П — газораспределение поршнем;
Л — газораспределение лепестковым клапаном на впуске;
для четырехтактных расшифровку аббревиатуры см. в подразд. 2.1.
Система смазки:
Р — раздельная с подачей масла насосом во впускной патрубок;
Б — масло смешивается с бензином в топливном баке;
Д — под давлением.
Охлаждение:
В — воздушное потоком набегающего воздуха;
ВП — воздушное принудительное;
Ж — жидкостное.
Электрооборудование:
цифра — число фаз генератора;
А — альтернатор (генератор переменного тока);
ДС — династартер (генератор постоянного тока);
М — маховичного типа;
П — возбуждение постоянными магнитами;
Э — возбуждение электромагнитом.
Система зажигания:
Б — батарейная контактная;
CDI — расшифровку аббревиатуры см. в начале.
Моторная передача:
Ц — цепью.
Сцепление:
М — в масляной ванне; С — сухое.
Число передач:
ЭХ — коробка передач с задним ходом.
Вторичная (задняя) передача:
Ц — цепью;
К — карданным валом;
Д — с дифференциалом;
БД — с блокировкой дифференциала.
Пусковой механизм:
К — кик-стартер; Э — электростартер.
Тип колеса и размер шин:
С — спицованное; Ш — штампованное; Л — литое.
Подвеска переднего колеса:
Рч —рычажная; ПР —поперечные рычаги; Т — телескопическая.
Подвеска заднего колеса:
М — маятниковая с двумя амортизаторами;
МЦП — маятниковая с центральным моноамортизатором с прогрессивной характеристикой.
Тормоза:
Д — дисковый; Б — барабанный.