5.4. Колесный движитель ходовой части тракторов и автомобилей

Колесный движитель служит для обеспечения движения машины, для передачи сил и моментов от ведущих мостов автомобиля или колесного трактора к опорной поверхности, а также для снижения динамических нагрузок на машину, вызванных неровностями дороги.

По назначению колеса делятся на ведомые, ведущие и управ­ляемые. Основные требования, предъявляемые к колесам, — это минимальные затраты энергии при качении, курсовая устойчи­вость движения машины, минимальные биение и дисбаланс, вы­сокая прочность.

Колеса машин бывают дисковые и бездисковые, с разборным и неразборным ободом. Колеса различаются также по габаритным размерам и грузоподъемности.

В конструкции дискового колеса обод 4 (рис. 5.10), имеющий специальный профиль, служит для установки пневматической шины 1.

 Автомобильное дисковое колесо

Рис. 5.10. Автомобильное дисковое колесо: 1 — пневматическая шина; 2 — борто­вое кольцо; 3 — пружинное кольцо; 4 — обод; 5 — диск

Обод может быть глубоким или плоским. Глубокий обод дела­ют у колес легковых автомобилей и грузовых автомобилей малой грузоподъемности. Особенностью глубокого обода является нали­чие выемки в его средней части, которая облегчает монтаж и де­монтаж шины.

Колеса с плоским ободом используются на большинстве гру­зовых автомобилей. Плоский обод имеет неразъемное съемное бор­товое кольцо 2 и удерживающее его пружинное кольцо 3. Такая конструкция облегчает монтаж и демонтаж шины. Диск 5 соеди­няет обод 4 со ступицей колеса.

Бездисковые колеса выполняются со спицевыми или барабан­ными ступицами. У спицевых ступиц пять-шесть спиц заменяют диски колес. На концах каждой спицы 4 (рис. 5.11, а) имеются конические поверхности, которые служат для установки и крепле­ния обода 1 (обычно разборного). От поперечных смещений колесо удерживается несколькими прижимами 3. Шпильки 2 прижимов расположены по окружности большего, чем у дисковых колес, диаметра, поэтому они меньше нагружены. Барабанные ступицы используются на грузовых автомобилях большой грузоподъемно­сти. Обод 1 (рис. 5.11, б) колеса посажен на коническую часть барабана 5. Крепление колес такое же, как и на спицевых ступицах.

Автомобильные бездисковые колеса со спицевыми и бара­банными ступицами

Рис. 5.11. Автомобильные бездисковые колеса со спицевыми (а) и бара­банными (б) ступицами: 1 — обод; 2 — шпилька; 3 — прижим; 4 — спица; 5 — барабан

Основными преимуществами бездисковых колес по сравнению с дисковыми являются простота конструкции, меньшая стоимость и масса, а также удобство монтажно-демонтажных работ.

На машинах повышенной и высокой проходимости могут при­меняться колеса специального назначения, предназначенные для монтажа шин с широким профилем, низким и переменным дав­лением воздуха. Для шин с регулируемым давлением колеса спе­циального назначения бывают обычного и уширенного профиля.

Шина, смонтированная на колесе, обеспечивает качение ма­шины по дороге, смягчает толчки от неровностей и способствует рассеиванию энергии колебательных процессов при движении автомобиля.

Шины классифицируются:

• по назначению — для легковых, грузовых автомобилей и трак­торные;

• форме профиля — обычные (тороидные), широкопрофиль­ные, арочные и пневмокатки;

• внутреннему давлению — высокого давления (более 0,45 МПа), низкого (0,15…0,45 МПа), сверхнизкого (0,05…0,15 МПа) и ре­гулируемого давления;

• рисунку протектора — дорожные, универсальные и повышен­ной проходимости;

• способу герметизации внутренней полости — камерные и бес­камерные;

• способу работы — с нерегулируемым и регулируемым давле­нием воздуха;

• конструкции каркаса — диагональные, радиальные, бескар­касные.

Шины должны обеспечивать:

•  расчетную скорость движения;

•  расчетную грузоподъемность;

•  высокое сцепление с дорогой;

•  высокую теплостойкость;

•  низкие внутренние потери и сопротивление качению;

•  высокие прочность и износостойкость;

•  небольшой момент инерции движения;

•  минимальные биение и дисбаланс;

•  хорошую очищаемость протектора;

•  малое давление на грунт.

Для шин общего назначения принято численное обозначение: первое число — ширина профиля В, мм; второе — посадочный диаметр обода d, мм; в скобках — те же обозначения в дюймах. Например, 220/508 (7,5/20) или 320 R 508 (12 R 20), где буква R обозначает радиальную конструкцию шины.

Обозначения широкопрофильных и тракторных шин могут иметь особенности, содержать указания о ширине обода, расположении нитей корда, размере наружного диаметра и др. На боковой части шины указываются также в виде условных индексов завод-изгото­витель, порядковый номер шины, дата выпуска, конструкция шины, информация о параметрах шины и др.

Колесные тракторы имеют шины низкого и сверхнизкого дав­ления, которые делятся на шины для ведущих и направляющих колес. Все шины тракторного типа предназначены для работы со скоростью до 35 км/ч. Тракторные шины ведущих колес должны воспринимать нагрузки на колесо, обеспечивать передачу крутя­щего момента и создавать тяговое усилие. Шины направляющих колес, кроме восприятия нагрузки, должны обеспечивать хоро­шую управляемость колес. На тракторных прицепах различного назначения применяются шины несущих колес.

Обычные (тороидные) шины широко применяются на дорожных автомобилях и выпускаются в камерном и бескамерном исполнении.

Камерные тороидные шины состоят из покрышки, камеры и ободной ленты, которая надевается на обод под камеру. К основ­ным конструкционным элементам покрышки относятся каркас 5 (рис. 5.12, а), образованный из слоев корда; протектор 1, поду­шечный слой (брекер) 2, боковины 6 и два бортовых проволочных кольца 7 для придания бортам достаточной механической прочности. Пятка 8, основание 9 и носок 10 борта являются поса­дочными поверхностями покрышки на диск колеса.

Покрышка пневматической шины

Рис. 5.12. Покрышка пневматической шины: а — конструкция покрышки; б — геометрические параметры покрышки;  1 — протектор; 2 — подушечный слой (брекер); 3 — рисунок протектора; 4 — под- канавочный слой; 5 — каркас; 6 — боковина; 7— бортовое проволочное коль­цо; 8 — пятка борта; 9 — основание борта; 10 — носок борта; I — борт; II — боковая стенка; III — плечевая зона протектора; А — ширина обода; В — ширина профиля; t — толщина боковых стенок; Н — высота профиля шины; D — диа­метр шины; d — диаметр диска

Каркас 5 состоит из нескольких слоев прорезиненного корда толщиной 1,0… 1,5 мм, собранных крест-накрест. Для шин легко­вых автомобилей число слоев корда составляет 4 — 6, для шин гру­зовых автомобилей и автобусов — 6—14. Каркас несет основную нагрузку и от его качества зависят прочность, эластичность, из­носостойкость и другие качества шины. Для нитей корда приме­няются хлопчатобумажное волокно, вискоза, синтетические ма­териалы (нейлон, капрон, перлон и др.) и стальная проволока (металлокорд).

Протектор 1 изготовляется из прочной, твердой, хорошо со­противляющейся изнашиванию резины. Поверхность протектора имеет рельеф (см. поз. 3 — рисунок протектора), ниже следует подканавочный слой 4. Рисунок протектора должен обеспечивать хоро­шее сцепление шины с дорогой. Для дорог с твердым покрытием применяется протектор с мелким симметричным или асимметрич­ным рисунком. Для дорог смешанного типа наиболее выгоден универсальный (комбинированный) рисунок протектора. На плохих дорогах используются шины с крупным рисунком (грунтозацепы).

Брекер толщиной 3…7 мм смягчает ударные нагрузки на кар­кас. В процессе работы он сильно нагревается (до 120 °С), поэтому для его изготовления применяются температуростойкие марки корда (вискозный и полиамидный).

Камеры изготовляются из высокопрочной резины с большим (40…50%) содержанием натурального или синтетического кау­чука.

Тороидные шины выпускаются и в бескамерном исполнении. За счет меньшей тепловой напряженности они имеют более вы­сокий коэффициент сцепления и обеспечивают большую без­опасность движения.

Бескамерные тороидные шины отличаются от камерных наличи­ем уплотненной бортовой резины и внутреннего герметизирую­щего слоя, толщиной 1,5…3,0 мм, который у некоторых шин выполняется самозаклеивающимся. Хороший теплообмен и повы­шенная прочность позволяют эксплуатировать бескамерные шины при высоких скоростях движения, срок службы этих шин пример­но на 20% больше, чем камерных.

В мировом автотракторостроении наблюдается тенденция к применению на машинах большой мощности и грузоподъемности шин с металлокордами. Высокая прочность стального корда обес­печивает ряд преимуществ таких шин: меньшее число слоев корда (два —четыре слоя корда в каркасе вместо восьми —четырнадца­ти), тоньше каркас, выше коэффициент сцепления, лучше теплопроводность и теплостойкость. Срок службы шин с металло- кордом в 2 раза больше, чем обычных. Ведущие в мире произво­дители шин выпускают для тракторов, работающих в тяжелых условиях, шины, армированные новым специальным высоко­прочным материалом — кевларом. Поданным испытаний шины, армированные кевларом, почти в 2 раза прочнее шин, армиро­ванных металлокордом.

Эффективность работы автомобиля в дорожных условиях раз­ной сложности значительно повышается от применения шин с регулируемым давлением. Такие шины имеют уширенный (на 20…40%) профиль, пониженную жесткость и хорошую эластич­ность. Эти шины имеют грунтозацепы глубиной 20…30 мм с канавками для лучшего теплоотвода. Автомобиль с такими колесами в условиях бездорожья может передвигаться на малой скорости при пониженном давлении в шинах. На дорогах с твердым покры­тием давление в шинах необходимо повышать до нормальной ве­личины. Это достигается системой централизованного регулиро­вания давления воздуха.

Широкопрофильные шины с регулируемым давлением особенно перспективны в бескамерном исполнении. Разработка и произ­водство широкопрофильных шин ведется в двух направлениях: широкопрофильные шины с переменным давлением, предназна­ченные для повышения проходимости полноприводных автомо­билей, и широкопрофильные шины для замены сдвоенных колес задних мостов.

По сравнению с обычными (тороидными) широкопрофиль­ные шины имеют ряд преимуществ: меньшую (на 15…25%) мас­су, лучшее сцепление с дорогой за счет большей площади кон­такта, меньшие жесткость, внутреннее давление и сопротивление движению. Применение таких шин позволяет увеличить грузоподъ­емность, повысить экономичность, улучшить проходимость ма­шины и обеспечить большую безопасность движения.

Арочные шины обеспечивают высокую эффективность и эконо­мичность работы в условиях бездорожья и смешанных дорог, от­личаются от обычных шин увеличенной шириной профиля и имеют рисунок протектора с редко расположенными развитыми грунто­зацепами. Площадь опоры арочной шины в 2,5—4 раза больше общей площади опоры обычных сдвоенных шин, однако арочные шины увеличивают нагрузки в трансмиссии, особенно на дорогах с твердым покрытием.

Пневмокатки применяются для автомобилей высокой прохо­димости и специальных машин, они повышают эффективность работы на деформируемых грунтах с малой несущей способно­стью (снег, сухой песок, торф и др.). Пневмокатки имеют тонко­стенную оболочку, большую площадь контакта и низкое давление (0,01 …0,07 МПа).

Соотношения геометрических размеров шин, показанные на рис. 5.12, б, зависят от конструктивного исполнения (табл. 5.1).

Таблица 5.1

Соотношения геометрических размеров шин* разного конструктивного исполнения

Тип шины

Н/В

А/В

D/d

B/D

Тороидная

0,9..1,06

0,45..0,65

1,8..2,6

0,2..0,3

Широкопрофильная

0,5..0,9

0,8..0,9

2,0..3,0

0,35..0,45

Арочная

0,3..0,5

0,9..1,0

2,0..2,5

0,5..0,7

Пневмокаток

0,2…0,3

——————

3,0..5,0

0,6..1,5

* Безразмерные величины соотношений получены при делении линейных размеров (в миллиметрах), характеризующих геометрию шин: Н — высота про­филя; В — ширина профиля; А — ширина обода; D, d — диаметры шины и диска.

Работа шины сопровождается деформацией резины и воздуха, а следовательно, и гистерезисными потерями, которые в основном зависят от амплитуды и частоты колебаний движущейся ма­шины, а также от температуры среды. По своему предназначению шина должна поглощать энергию толчков и ударов при движении по неровностям пути, улучшать плавность хода, снижать динами­ческие нагрузки для сохранения груза. Сопротивление движению машины существенно зависит от затрат энергии на трение в мате­риале шины, в местах контакта ее с поверхностью пути и на аэро­динамические процессы. При движении машины по дороге с твер­дым покрытием 90…95% общих потерь в шине приходится на трение в материале шины.

Долговечность шины напрямую зависит от таких факторов, как нагрузка, рабочая скорость, касательная сила тяги, тип до­роги, давление воздуха и др. С увеличением нагрузки на шину сверх допустимой, при понижении или повышении внутреннего давления в шине по сравнению с нормальным, с увеличением скорости движения и ухудшением качества дороги срок службы шины снижается. Зависимость изнашивания шины от касатель­ной силы тяги имеет степенной характер. Определяющее влия­ние на процесс изнашивания шины может оказать техника вож­дения машины. Так, установлено, что при неумелом управлении износ шин вследствие резкого трогания с места может возрасти в 30 — 40 раз по сравнению с квалифицированным управлением машиной.

Для характеристики шин используется ряд оценочных показа­телей. К основным оценочным показателям автотракторных шин относят условную площадь контакта, КПД шины, коэффициент бокового увода, среднее давление на грунт и др.

С увеличением давления в шине, радиальной нагрузки, каса­тельного усилия и размеров шины повышается значение коэффи­циента бокового увода. Коэффициент сцепления шины с грунтом зависит от конструкции и материала шины, нагрузки на колесо, условной площади контакта, скорости движения, допустимого коэффициента буксования и свойств грунта. Коэффициент сцеп­ления при увеличении скорости движения на влажных дорогах с асфальтированным покрытием снижается очень интенсивно. С це­лью повышения коэффициента сцепления на обледенелых и за­снеженных дорогах в шины устанавливают металлические шипы или используют протектор с завулканизированной спиральной стальной проволокой. Шины с шипами повышают устойчивость машины на поворотах, при боковом ветре и поперечном наклоне дороги, сокращают более чем в 2 раза тормозной путь на скольз­ких дорогах, тем самым значительно повышают безопасность дви­жения. В одну шину запрессовывается 100—250 шипов. Над поверх­ностью протектора шип должен выступать на 1,5… 2,0 мм. В то же время следует отметить, что такие шины интенсивнее изнашива­ют дорожное покрытие и разрушают разметку дорог.