5.1. Общие сведения
Ходовая часть тракторов и автомобилей представляет собой конструкцию, предназначенную для воспиятия всех нагрузок от машины и груза или технологического оборудования и реализации поступательного движения машины.
Ходовая часть колесной машины состоит из рамы, подвески, осей и колес.
Ходовая часть гусеничной машины состоит из рамы, подвески и гусеничного движителя. Ходовая часть должна обеспечивать:
• хорошее сцепление движителя с грунтом;
• достаточную плавность хода и защиту от ударов, возникающих при наезде на микронеровности пути;
• высокий коэффициент полезного действия;
• минимальное и равномерное давление на грунт;
• устойчивое прямолинейное движение и хорошую управляемость.
На ходовую часть действуют разного рода нагрузки, способствующие изнашиванию и разрушению ее деталей. Эти нагрузки можно разделить на три типа:
• постоянные или медленно изменяющиеся;
• максимальные кратковременные;
• постояннодействующие переменные.
К постояннодействующим или медленно изменяющимся нагрузкам относятся вес машины с грузом или технологическим оборудованием; среднее значение силы сопротивления движению; силы, возникающие в конструкции при монтаже, и др.
Максимальные кратковременные нагрузки возникают при наезде машины на большие препятствия; взаимодействии с предметом труда (например, резкого опускания груза в кузов); интенсивном разгоне и торможении.
Постояннодействующие переменные нагрузки возникают в деталях ходовой части при выполнении технологических операций или при движении машины. Основными причинами возникновения постояннодействующих переменных нагрузок являются микронеровности пути и изменчивость сил сопротивления движению. Такие нагрузки вызывают колебания подрессоренной массы машины и напряжения в деталях, которые могут приводить к возникновению и постепенному развитию усталостных трещин и процессов деформации.
От конструктивного совершенства и параметров ходовой части зависят тягово-сцепные свойства машины, их проходимость, долговечность и топливная экономичность.