4.9. Ведущие мосты колесных тракторов

Конструкция ведущих мостов колесных тракторов во многом похожа на конструкцию мостов автомобилей.

Рассмотрим для примера конструкцию мостов колесного трак­тора К-703. Оба моста являются ведущими. Ведущий мост (рис. 4.33) состоит из корпуса, к которому сверху с двух сторон приварены по две накладки, служащие опорами крепления рессор. В середине корпуса моста находится главная передача, состоящая из ведущей 14 и ведомой 23 конических шестерен. Внутри главной передачи установлен самоблокирующийся дифференциал 11 свободного хода. Работа дифференциала с механизмом свободного хода была опи­сана ранее.

Ведущий мост колесного трактора К-703

Рис. 4.33. Ведущий мост колесного трактора К-703: 1 — наливная пробка; 2 — солнечная шестерня; 3 — крышка; 4 — водило (ведущее колесо); 5 — сателлит; 6 — ступица; 7, 21 — левый и правый тормозные кулаки; 8 — тормозной барабан; 9 — труба; 10 — втулка; 11, 20 — левый и правый кронштейны; 12 — рычаг тормоза; 13 — кожух полуоси; 14, 23 — ведущая и ведомая конические шестерни; 15 — фланец; 16 — регулировочные прокладки; 17 — дифференциал свободного хода; 18 — ограничитель; 19 — вставка; 22 — гайки кольцевые; 24 — уплотнение; 25 — вал; 26 — коронная шестерня; 27 — сливная пробка

Ведущая шестерня 14 выполнена как одно целое с валом и установлена на двух конических роликоподшипниках. На шлице­вом хвостовике ведущей шестерни установлен фланец 15, к кото­рому присоединена вилка карданного вала. Вращающий момент передается от ведомой конической шестерни 23 главной передачи на дифференциал 11 свободного хода и от него на валы 25, соединяющиеся с солнечными шестернями 2 колесных редукторов.

Колесные редукторы служат для передачи вращающего момен­та от ведомых шестерен главных передач к колесам трактора и для увеличения вращающего момента. Представляя собой редукторы планетарного типа, они состоят из ведущей солнечной шестер­ни 2, неподвижной коронной шестерни 26, которая жестко со­единена с корпусом моста при помощи шлицов и водила 4. Веду­щая солнечная шестерня 2 колесного редуктора приводит во вра­щение сателлиты 5, которые, перекатываясь по неподвижной ко­ронной шестерне 26 внутреннего зацепления, вращают водило 4. Водило прикреплено болтами к ступице 6 и является ведущим элементом колеса.

На легких колесных тракторах вместо планетарных колесных редукторов широко используются одноступенчатые цилиндричес­кие редукторы (см. поз. 3 и 4 на рис. 4.27).

При рассмотрении раздаточных коробок уже отмечалось, что у колесных тракторов с двумя ведущими мостами, так же как и у полноприводных автомобилей, нередко возникает циркулирую­щая мощность в трансмиссии из-за разных диаметров ведущих колес, которая приводит к дополнительной нагрузке на детали трансмиссии. Различие диаметров ведущих колес объясняется неодинаковым давлением в шинах, перераспределением нагрузки на колеса в процессе работы и другими причинами.

Для уменьшения отрицательного влияния циркулирующей мощности устанавливаются специальные механизмы в трансмис­сии тракторов.

Кинематические схемы привода к переднему ведущему мосту колесных тракторов показаны на рис. 4.34.

Кинематические схемы привода к переднему ведущему мосту колесных тракторов

Рис. 4.34. Кинематические схемы привода к переднему ведущему мосту колесных тракторов: а — с межосевым дифференциалом; б — с раздаточной коробкой; в — с муфтой свободного хода; 1 — межосевой дифференциал; 2 — подвижные шестерни; 3 — муфта свободного хода

В схеме с межосевым дифференциалом 1 (рис. 4.34, а) в транс­миссии предусматривается возможность ведущим колесам перед ней и задней осей вращаться с разными угловыми скоростями, исключающая дополнительные нагрузки на элементы трансмис­сии.

Возможно также использование раздаточной коробки с при­нудительным отключением переднего моста. Привод осуществля­ется через подвижные шестерни 2 (рис. 4.34, б), служащие для включения и выключения переднего моста. Однако такая схема снижает КПД трансмиссии, а из-за отсутствия автоматического включения переднего моста затруднено управление трактором. Кроме того, при включенном переднем мосте дополнительная нагрузка на детали трансмиссии не снимается.

Более предпочтительной является схема, в которой в приводе к переднему мосту установлена роликовая муфта 3 (рис. 4.34, в) свободного хода. Такая муфта по сравнению с дифференциалом отличается простой конструкцией и меньшей массой, она авто­матически включает и выключает передний мост. При работе, когда буксование отсутствует, окружные скорости колес равны и перед­ний мост отключен. В тяжелых условиях работы, когда появляется буксование задних колес, окружная скорость передних колес ста­новится меньше окружной скорости задних, муфта свободного хода заклинивается и автоматически включает привод к передним колесам.

Преимуществом подобных конструкций является автоматичес­кое включение моста в тяжелых условиях работы, что повышает экономичность работы трактора.