4.6. Раздаточные коробки

Автомобили и колесные тракторы, предназначенные для рабо­ты в тяжелых условиях, выполняются полноприводными, т.е. с приводом на все колеса. Это необходимо для использования в ка­честве сцепного веса полного веса машины. Механизм, обеспечи­вающий передачу вращающего момента ко всем ведущим мостам, называется раздаточной коробкой (РК).

Раздаточные коробки могут быть одно- или двухступенчатыми. Обычно одна из двух ступеней РК является понижающей, а дру­гая прямой, могут быть и обе ступени РК понижающими.

Двухступенчатые РК кроме основной функции — распределе­ния момента по ведущим мостам, выполняют функцию дополни­тельного редуктора, увеличивающего вдвое число передач и рас­ширяя тем самым диапазон изменения вращающего момента.

В зависимости от конструктивной схемы РК выполняют с бло­кированным и дифференциальным приводом ведущих мостов.

Межосевой дифференциал РК с дифференциальным приводом обеспечивает вращение передних и задних ведущих колес с разны­ми угловыми скоростями на повороте и при неодинаковых диамет­рах колес; распределение вращающего момента между ведущими мостами. Вращающий момент между ведущими мостами распреде­ляется либо поровну, если межосевой дифференциал симметрич­ный, либо в зависимости от распределения вертикальной нагрузки между мостами, если дифференциал несимметричный.

В полноприводных машинах трансмиссия, ведущие колеса и почва составляют замкнутый силовой контур. При этом в опреде­ленных условиях, прежде всего из-за неодинаковых диаметров колес, возможно появление циркуляции (вращения) мощности в трансмиссии, вызывающей дополнительную нагрузку на детали трансмиссии. Это приводит к появлению шума, повышенному изнашиванию шин и механизмов трансмиссии, а также увеличе­нию расхода топлива. Суть этого явления в том, что поток мощно­сти, подводимой в трансмиссию от двигателя, меньше внутрен­него потока мощности, передающегося по трансмиссии.

Требования, предъявляемые к РК, такие же, как и к КП. До­полнительные требования к РК сводятся к следующему. Раздаточ­ные коробки также должны:

• улучшать проходимость автомобиля в результате распределе­ния вращающего момента между ведущими колесами;

• увеличивать силу тяги на ведущих колесах автомобиля настоль­ко, чтобы он мог двигаться по плохим дорогам и бездорожью, преодолевать значительные подъемы (до 30… 35°);

• снижать минимально устойчивую скорость движения до 0,5… 1,4 м/с при работе двигателя на режиме максимального момента;

• предотвращать циркуляцию мощности в трансмиссии.

Раздаточная коробка с блокированным приводом грузовых авто­мобилей высокой проходимости ГАЗ имеет прямую и понижаю­щую передачи. Ведущий 2 (рис. 4.18, а) и промежуточный 8 валы, а также валы 7 привода заднего и 10 привода переднего мостов установлены на шарикоподшипниках в картере 3 коробки и его крышке 6. Задний конец ведущего вала 2 опирается на цилиндрический роликоподшипник в выточке вала 7 привода заднего мос­та. На шлицах валов расположены муфта 4 понижающей и прямой передач, передвигающаяся шестерня 9 включения переднего мо­ста, понижающая ведомая шестерня 1 и шестерня 11 привода пе­реднего моста. Шестерня 5 изготовляется как одно целое с валом 7 привода заднего моста.

 

Раздаточная коробка с блокированным приводом автомобилей ГАЗ

Рис. 4.18. Раздаточная коробка с блокированным приводом автомобилей ГАЗ: а — конструкция коробки; б — замок привода переключения передач; 1 — пони­жающая ведомая шестерня; 2 — ведущий вал; 3 — картер; 4 — муфта; 5 — шес­терня вала привода заднего моста; 6 — крышка; 7 — вал привода заднего моста; 8 — промежуточный вал; 9 — передвигающаяся шестерня; 10 — вал привода переднего моста; 11 — шестерня привода переднего моста; 12— средняя выемка; 13, 20— крайние выемки; 14, 17 — переключающие валики; 15, 16 — сухари; 18, 19 — выемки

Передачи включаются муфтой 4. Для включения прямой пере­дачи муфту 4 вводят в зацепление с шестерней 5 вала привода заднего моста, в результате чего поток мощности передается не­посредственно от ведущего вала 2 к валу 7. Передний мост вклю­чается передвижением шестерни 9 и введением ее в зацепление с шестернями 5 и 11. В этом случае поток мощности к переднему мосту передают ведущий вал 2, муфта 4, шестерни 5, 9, 11 и вал 10. При вводе муфты 4 в зацепление с понижающей ведомой шестерней 1 включается понижающая передача. Поток мощности при этом передается через ведущий вал 2, муфту 4, шестерню 1, промежуточный вал 8, передвигающуюся шестерню 9. Далее по­ток мощности разветвляется: одна его часть через шестерни 9 и 5 передается валу 7 привода заднего моста, а другая — через шес­терни 9 и 11 — валу 10 привода переднего моста.

Смазывание раздаточной коробки осуществляется разбрызги­ванием.

Для предотвращения перегрузки деталей привода заднего мос­та при движении на понижающей передаче в раздаточной короб­ке имеется замок привода переключения передач (рис. 4.18, б), не позволяющий включать понижающую передачу, если выключен передний мост, или выключать передний мост, если включена понижающая передача. Замок состоит из сухарей 15 и 16, а также разжимающей их пружины. Под действием пружины сухари вхо­дят в выемки среднюю 12 и крайнюю 13 переключающих вали­ков 14 и 17. В нейтральном положении переключающей муфты су­харь 15 входит в среднюю выемку 12 переключающего валика 14 прямой и понижающей передач, а при их включении — соответ­ственно в крайние выемки 13 и 20 меньшей глубины. На переклю­чающем валике 17 сделаны выемки 18 и 19. В выемку 18 (имеет большую глубину, чем выемка 19) сухарь 16 входит при включе­нии, а в выемку 19 — при выключении переднего моста.

Раздаточная коробка с дифференциальным приводом автомобилей КамАЗ высокой проходимости с колесной формулой 6×6 показана на рис. 4.19. Коробка механическая двухступенчатая с несиммет­ричным межосевым дифференциалом привода переднего и двух зад­них (среднего и заднего) ведущих мостов. Переключение передач осуществляется электропневматическим приводом управления, а блокировка дифференциала пневматическим приводом управления.

Раздаточная коробка установлена на раме и крепится на четы­рех резиновых подушках. Внутри картера 16 раздаточной коробки на подшипниках установлен первичный вал 1 с ведущей шестер­ней 2 и шестерней 4 отбора мощности. В верхней части картера имеется люк, закрытый крышкой 3, для установки специальной коробки для отбора мощности. Эта коробка позволяет отбирать мощность до 44,1 кВт (60 л. с.) с первичного вала 1 при движении автомобиля. Включение специальной коробки отбора мощности осуществляется при остановке автомобиля. В расточку заднего торца картера установлена односкоростная коробка отбора мощности 6 на лебедку.

В редукторную часть коробки входят также промежуточный вал 29 с промежуточной шестерней 31 и шестерней 8 понижаю­щей передачи, вал 23 привода переднего моста с шестерней 17 повышающей передачи и дифференциал с валом 10 привода зад­них мостов. Шестерни 8 понижающей передачи и 17 повышаю­щей передачи установлены на роликоподшипниках с алюминие­выми сепараторами.

На валу 10 привода задних (среднего и заднего) мостов уста­новлен несимметричный цилиндрический межосевой дифферен­циал. Дифференциал состоит из солнечной шестерни 14, четырех сателлитов и коронной шестерни 12, смонтированных в разъем­ном корпусе дифференциала (образованного задней обоймой 11, ведущей шестерней 13 и передней частью корпуса 15), выполняющего функцию водила.

При разблокированном дифференциале распределение вращаю­щих моментов между передним и задними (средним и задним) ведущими мостами происходит в отношении 1:2 соответственно распределению вертикальной нагрузки между передним и задни­ми мостами. Такое распределение обеспечивает постоянную и рав­номерную тягу по всем ведущим мостам и устраняет дополни­тельные (циркуляционные) нагрузки в трансмиссии. При движе­нии в тяжелых дорожных условиях дифференциал должен быть заблокирован. В этом случае обеспечиваются максимальные тяго­вые возможности автомобиля по всем ведущим мостам.

На рис. 4.19 раздаточная коробка показана в нейтральном по­ложении приводов переключения передач и при разблокирован­ном дифференциале. Блокировка и разблокировка межосевого дифференциала осуществляются дистанционно при помощи диа­фрагменных пневматических камер 25. Между корпусом и крыш­кой камеры установлена резинотканевая диафрагма 27. К диаф­рагме 27 возвратной пружиной поджимается шток, на котором укреплена вилка 24 муфты блокировки дифференциала, связан­ная с муфтой 21 блокировки дифференциала. Для блокировки необходимо переместить на панели приборов рычаг крана вклю­чения блокировки межосевого дифференциала. При этом сжатый воздух поступает в полость между крышкой корпуса камеры и диафрагмой 27, шток 26 с вилкой 24 перемещает муфту 21 блоки­ровки дифференциала направо, соединяя вал 23 привода перед­него моста с передней частью 15 корпуса дифференциала (води- лом). В результате дифференциал блокируется, валы привода ве­дущих мостов (переднего 23 и задних 10) оказываются жестко связанными и вращаются с одинаковой частотой. Выключатель 28 включает контрольную лампу включения блокировки межосевого дифференциала.

Раздаточная коробка с дифференциальным приводом автомо­билей КамАЗ

Рис. 4.19. Раздаточная коробка с дифференциальным приводом автомо­билей КамАЗ: 1 — первичный вал; 2 — ведущая шестерня; 3 — крышка люка верхней части картера; 4 — шестерня отбора мощности; 5 — муфта включения коробки отбора мощности (только на КамАЗ-4310); 6 — вал коробки отбора мощности (только на КамАЗ-4310); 7 — маслосборник; 8 — шестерня понижающей передачи; 9 — штуцер; 10 — вал привода задних мостов; 11 — задняя обойма дифференциала; 12 — коронная шестерня дифференциала; 13 — ведущая шестерня межосевого дифференциала; 14 — солнечная шестерня; 15 — передняя часть корпуса диффе­ренциала; 16— картер раздаточной коробки; 17— шестерня повышающей пере­дачи; 18 — передняя крышка картера раздаточной коробки; 19 — пробка; 20 — муфта включения высшей передачи; 21 — муфта блокировки дифференциала; 22— ведущая шестерня привода электрического спидометра; 23 — вал привода переднего моста; 24 — вилка муфты блокировки дифференциала; 25— диафраг­менная пневматическая камера; 26 — шток; 27 — диафрагма; 28 — выключатель; 29 — промежуточный вал; 30— муфта включения низшей передачи; 31 — про­межуточная шестерня

Переключение передач в раздаточной коробке также осуще­ствляется дистанционно с помощью диафрагменных пневмати­ческих камер. Для включения в раздаточной коробке повышаю­щей передачи с передаточным числом 0,917 необходимо муфту 20 включения высшей передачи сместить вправо и ввести в зацепле­ние с расположенным слева зубчатым венцом шестерни 17 повы­шающей передачи. В этом случае вращающий момент от первич­ного вала 1 через ведущую шестерню 2, промежуточную шестер­ню 31, шестерню 17 повышающей передачи, муфту 20 передается на корпус дифференциала (водило) через его переднюю часть 15, и через дифференциальный механизм распределяется между ва­лами 10 и 23 привода ведущих мостов (задних и переднего).

Для включения понижающей передачи с передаточным чис­лом 1,692 необходимо муфту 30 включения низшей передачи сме­стить вправо. При этом соединятся шестерни 31 промежуточная и 8 понижающей передачи. Вращающий момент от первичного вала 1 через ведущую шестерню 2, промежуточную шестерню 31 и муф­ту 30 включения низшей передачи будет передаваться на шестер­ню понижающей передачи 8, далее через ведущую шестерню 13 межосевого дифференциала — на корпус дифференциала (води­ло) и через дифференциальный механизм распределяется между валами 10 и 23 привода ведущих мостов (задних и переднего).

Воздух в камеры переключения передач в раздаточной коробке подается через электропневмоклапаны, управляемые из кабины водителя трехпозиционным переключателем. Для исключения од­новременного включения двух передач в раздаточной коробке имеется механизм блокировки шарикового типа.

Смазка раздаточной коробки осуществляется разбрызгиванием. Для улучшения смазки шарикового подшипника, на котором уста­новлена ступица шестерни 8 понижающей передачи, во внутренней полости картера коробки выполнен маслосборник 7, из которого через соединенные каналы масло стекает в полость подшипника.