4.11. Конечные и колесные передачи

Конечные передачи располагаются за дифференциалами у ко­лесных тракторов и автомобилей и за механизмами поворота у гусеничных. Они служат для увеличения общего передаточного числа трансмиссии и дорожного просвета машин.

Конструкции конечных передач разделяются на шестеренные с неподвижными в пространстве валами (одноступенчатые и двух­ступенчатые), шестеренные планетарные (с внешним и внутрен­ним зацеплением шестерен) и цепные. У колесных тракторов и автомобилей конечные передачи, размещенные в колесе, назы­ваются колесными.

У большинства моделей тракторов конечные передачи разме­щаются около ведущих колес (рис. 4.39, 4.40; см. также рис. 4.33). Такая компоновка объясняется стремлением уменьшить длину тя­жело нагруженных валов и необходимостью максимально увели­чить свободное пространство под трактором.

Одноступенчатая конечная передача гусеничного трактора

Рис. 4.39. Одноступенчатая конечная передача гусеничного трактора:

1 — ведущее колесо привода гусеницы; 2 — фигурная манжета; 3 — прокладка; 4 — ребро; 5, 16, 29, 41 — роликоподшипники; 6 — заглушка; 7 — упорная шайба; 8, 9, 22, 26, 51 — уплотнительные кольца; 10, 27, 42 — крышки; 11 — кольцо упорное; 12, 30, 50 — цилиндрические штифты; 13, 18, 39 — стаканы подшипников; 14 — ведущая шестерня; 15, 31 — пружинные кольца; 17 — тормозной барабан; 19 — втулка уплотнения; 20— тормозная лента; 21 — вал заднего моста; 23 — манжета; 24 — маслоотражательная шайба; 25 — стопорная пластина; 28 — гайка; 32 — наливная пробка; 33 — магнитная сливная пробка; 34 — ведомая шестерня; 35 — ступица ведомой шестерни; 36 — крышка картера; 37— ведомый вал; 38, 49 — втулки; 40 — шарикоподшипник; 43 — уплотнительная шайба; 44 — кольцо; 45 — пружина фиксатора; 46 — коническая втулка; 47, 52 — диски; 48 — запорное кольцо; 53— проволока; 54— призонный болт; 55—фланец; 56— болт

Одноступенчатые конечные передачи, в которых используют­ся цилиндрические шестерни, имеют передаточное число i = 4… 7. Если нужно получить большое передаточное число или большой дорожный просвет, которые нельзя получить при одной паре ше­стерен, то применяют двухступенчатые и даже многоступенчатые передачи.

Планетарные передачи применяются на тяжелых тракторах для получения большого передаточного числа и уменьшения габарит­ных размеров заднего моста (см. поз. 2, 4, 5, 26 на рис. 4.33).

Цепные передачи в настоящее время из-за низкой долговечно­сти и необходимости частых регулировок применяют ограниченно на специальных машинах, у которых ведущие и ведомые валы пе­редачи находятся на большом расстоянии один от другого, напри­мер, в портальных погрузчиках или тандемных тележках грейдеров.

Максимальная жесткость конструкции достигается при моно­блочной отливке картеров конечной передачи и заднего моста, но этот способ можно использовать только для тракторов неболь­шой мощности. Для тракторов большой мощности, у которых раз­меры механизмов велики, картеры конечной передачи отливают отдельно. Усложняется моноблочная отливка картеров и у колес­ных тракторов в тех случаях, когда конечная передача вынесена к ведущим колесам.

Для увеличения жесткости конструкции заднего моста у гусе­ничных тракторов средней и большой мощности широко исполь­зуют установку дополнительных связей в виде балок, кронштей­нов и раскосов между конечной передачей и картерами конечных передач. Иногда конструкцию усиливают ребрами жесткости.

Одноступенчатые конечные передачи с внешним зацеплением шестерен являются наиболее распространенными в гусеничных тракторах. В конструкции такой конечной передачи вращение от механизма поворота через вал 21 (см. рис. 4.39) заднего моста по­средством шлицевого соединения передается на ведущую шестер­ню 14, затем на ведомую шестерню 34, которая жестко соединена с ведомым валом 37, на фланце которого закреплено ведущее колесо 1 привода гусеницы. Валы вращаются в роликоподшипни­ках 5, 16, 29, 41. Детали конечной передачи смазываются разбрыз­гиванием. Корпус конечной передачи крепится к заднему мосту.

В двухступенчатой полупланетарной конечной передаче гусенично­го трактора ДЭТ-250, показанной на рис. 4.40, первая ступень — цилиндрическая пара шестерен, вторая — планетарный механизм. Вращение от механизма поворота через вал передается на веду­щую шестерню 2 первой ступени, затем на ведомую шестерню 14 первой ступени, надетую на шлицевой хвостовик солнечной вал- шестерни 15. Ведущая шестерня 2 первой ступени и солнечная вал-шестерня 15 вместе с ведомой шестерней 14 первой ступени вращаются в роликоподшипниках.

Двухступенчатая полупланетарная конечная передача гусенич­ного трактора ДЭТ-250

Рис. 4.40. Двухступенчатая полупланетарная конечная передача гусенич­ного трактора ДЭТ-250:

1, 3, 6 — составные части корпуса конечной передачи; 2 — ведущая шестерня первой ступени; 4— сателлит; 5 — коронная шестерня планетарного механизма; 7 — съемные зубчатые венцы ведущего колеса; 8 — наливная пробка; 9 — фла­нец ведущего колеса; 10— зубчатая муфта; 11 — водило; 12 — ступица ведущего колеса; 13 — ось сателлита; 14 — ведомая шестерня первой ступени; 15 — солнеч­ная вал-шестерня

Коронная шестерня 5 планетарного механизма закреплена на корпусе конечной передачи и является неподвижным элементом планетарного механизма. Сателлиты 4 водила находятся в посто­янном зацеплении с солнечной вал-шестерней 15. Солнечная вал- шестерня вращает сателлиты и они, катясь по неподвижной ко­ронной шестерне, увлекают водило 11. Ведомым элементом пла­нетарной ступени является водило 11, вал которого посредством зубчатой муфты 10соединен с фланцем 9 ведущего колеса. К флан­цу крепится ступица 12 ведущего колеса, а к ней — съемные зуб­чатые венцы 7.

Водило вращается в двух роликоподшипниках без обойм. Четы­ре сателлита установлены на двух сферических роликоподшипни­ках. Ведущее колесо вращается на двух шарикоподшипниках, ус­тановленных между частью 6 корпуса конечной передачи и ступи­цей 12 ведущего колеса. Детали конечной передачи смазываются разбрызгиванием. Корпус конечной передачи крепится к раме трак­тора.