Конечные передачи располагаются за дифференциалами у колесных тракторов и автомобилей и за механизмами поворота у гусеничных. Они служат для увеличения общего передаточного числа трансмиссии и дорожного просвета машин.
Конструкции конечных передач разделяются на шестеренные с неподвижными в пространстве валами (одноступенчатые и двухступенчатые), шестеренные планетарные (с внешним и внутренним зацеплением шестерен) и цепные. У колесных тракторов и автомобилей конечные передачи, размещенные в колесе, называются колесными.
У большинства моделей тракторов конечные передачи размещаются около ведущих колес (рис. 4.39, 4.40; см. также рис. 4.33). Такая компоновка объясняется стремлением уменьшить длину тяжело нагруженных валов и необходимостью максимально увеличить свободное пространство под трактором.
Рис. 4.39. Одноступенчатая конечная передача гусеничного трактора:
1 — ведущее колесо привода гусеницы; 2 — фигурная манжета; 3 — прокладка; 4 — ребро; 5, 16, 29, 41 — роликоподшипники; 6 — заглушка; 7 — упорная шайба; 8, 9, 22, 26, 51 — уплотнительные кольца; 10, 27, 42 — крышки; 11 — кольцо упорное; 12, 30, 50 — цилиндрические штифты; 13, 18, 39 — стаканы подшипников; 14 — ведущая шестерня; 15, 31 — пружинные кольца; 17 — тормозной барабан; 19 — втулка уплотнения; 20— тормозная лента; 21 — вал заднего моста; 23 — манжета; 24 — маслоотражательная шайба; 25 — стопорная пластина; 28 — гайка; 32 — наливная пробка; 33 — магнитная сливная пробка; 34 — ведомая шестерня; 35 — ступица ведомой шестерни; 36 — крышка картера; 37— ведомый вал; 38, 49 — втулки; 40 — шарикоподшипник; 43 — уплотнительная шайба; 44 — кольцо; 45 — пружина фиксатора; 46 — коническая втулка; 47, 52 — диски; 48 — запорное кольцо; 53— проволока; 54— призонный болт; 55—фланец; 56— болт
Одноступенчатые конечные передачи, в которых используются цилиндрические шестерни, имеют передаточное число i = 4… 7. Если нужно получить большое передаточное число или большой дорожный просвет, которые нельзя получить при одной паре шестерен, то применяют двухступенчатые и даже многоступенчатые передачи.
Планетарные передачи применяются на тяжелых тракторах для получения большого передаточного числа и уменьшения габаритных размеров заднего моста (см. поз. 2, 4, 5, 26 на рис. 4.33).
Цепные передачи в настоящее время из-за низкой долговечности и необходимости частых регулировок применяют ограниченно на специальных машинах, у которых ведущие и ведомые валы передачи находятся на большом расстоянии один от другого, например, в портальных погрузчиках или тандемных тележках грейдеров.
Максимальная жесткость конструкции достигается при моноблочной отливке картеров конечной передачи и заднего моста, но этот способ можно использовать только для тракторов небольшой мощности. Для тракторов большой мощности, у которых размеры механизмов велики, картеры конечной передачи отливают отдельно. Усложняется моноблочная отливка картеров и у колесных тракторов в тех случаях, когда конечная передача вынесена к ведущим колесам.
Для увеличения жесткости конструкции заднего моста у гусеничных тракторов средней и большой мощности широко используют установку дополнительных связей в виде балок, кронштейнов и раскосов между конечной передачей и картерами конечных передач. Иногда конструкцию усиливают ребрами жесткости.
Одноступенчатые конечные передачи с внешним зацеплением шестерен являются наиболее распространенными в гусеничных тракторах. В конструкции такой конечной передачи вращение от механизма поворота через вал 21 (см. рис. 4.39) заднего моста посредством шлицевого соединения передается на ведущую шестерню 14, затем на ведомую шестерню 34, которая жестко соединена с ведомым валом 37, на фланце которого закреплено ведущее колесо 1 привода гусеницы. Валы вращаются в роликоподшипниках 5, 16, 29, 41. Детали конечной передачи смазываются разбрызгиванием. Корпус конечной передачи крепится к заднему мосту.
В двухступенчатой полупланетарной конечной передаче гусеничного трактора ДЭТ-250, показанной на рис. 4.40, первая ступень — цилиндрическая пара шестерен, вторая — планетарный механизм. Вращение от механизма поворота через вал передается на ведущую шестерню 2 первой ступени, затем на ведомую шестерню 14 первой ступени, надетую на шлицевой хвостовик солнечной вал- шестерни 15. Ведущая шестерня 2 первой ступени и солнечная вал-шестерня 15 вместе с ведомой шестерней 14 первой ступени вращаются в роликоподшипниках.
Рис. 4.40. Двухступенчатая полупланетарная конечная передача гусеничного трактора ДЭТ-250:
1, 3, 6 — составные части корпуса конечной передачи; 2 — ведущая шестерня первой ступени; 4— сателлит; 5 — коронная шестерня планетарного механизма; 7 — съемные зубчатые венцы ведущего колеса; 8 — наливная пробка; 9 — фланец ведущего колеса; 10— зубчатая муфта; 11 — водило; 12 — ступица ведущего колеса; 13 — ось сателлита; 14 — ведомая шестерня первой ступени; 15 — солнечная вал-шестерня
Коронная шестерня 5 планетарного механизма закреплена на корпусе конечной передачи и является неподвижным элементом планетарного механизма. Сателлиты 4 водила находятся в постоянном зацеплении с солнечной вал-шестерней 15. Солнечная вал- шестерня вращает сателлиты и они, катясь по неподвижной коронной шестерне, увлекают водило 11. Ведомым элементом планетарной ступени является водило 11, вал которого посредством зубчатой муфты 10соединен с фланцем 9 ведущего колеса. К фланцу крепится ступица 12 ведущего колеса, а к ней — съемные зубчатые венцы 7.
Водило вращается в двух роликоподшипниках без обойм. Четыре сателлита установлены на двух сферических роликоподшипниках. Ведущее колесо вращается на двух шарикоподшипниках, установленных между частью 6 корпуса конечной передачи и ступицей 12 ведущего колеса. Детали конечной передачи смазываются разбрызгиванием. Корпус конечной передачи крепится к раме трактора.