2.3.4. Нагрузочные характеристики

Нагрузочной характеристикой называется графическая зависимость основных показателей работы двигателя от его нагрузки. К основным показателям относят мощность Nе, вращающий момент Ме или среднее эффективное давление ре при постоянной частоте вращения коленчатого вала n и оптимальных углах опережения зажигания или впрыска топлива. При снятии нагрузочных характеристик двигателей на тормозном стенде постоянство частоты вращения коленчатого вала обеспечивается регулированием подачи топлива. Чаще всего при снятии нагрузочных характеристик определяются часовой и удельный расходы топлива.

Нагрузочные характеристики, снятые при разных скоростных режимах, позволяют по графикам расхода топлива оценить топливную экономичность и выбрать диапазон предпочтительных частот вращения коленчатого вала, определить допустимую мощность для этих частот.

Такие характеристики представляют особый интерес в отношении двигателей, которые должны работать в агрегате с машинами, для которых важно при эксплуатации постоянство частоты вращения привода. Это может быть электрогенератор, компрессор или трактор с гидротрансформатором, имеющим непрозрачную характеристику (одна точка пересечения на колесе трансформатора и ДВС).

На рис. 2.13 приведена нагрузочная характеристика дизеля в функции эффективного давления газа ре. Из нагрузочной характеристики следует, что удельный эффективный расход топлива ge при увеличении нагрузки у дизелей (как и у бензиновых двигателей) снижается, так как растет механический КПД. Минимальный удельный эффективный расход топлива достигается при максимальном значении эффективного КПД.

Нагрузочная характеристика дизеля ЯМЗ-236

Рис. 2.13. Нагрузочная характеристика дизеля ЯМЗ-236 в функции эффективного давления ре газа: ge — удельный эффективный расход топлива; Gт — часовой расход топлива