2.11.4. Система зажигания от магнето

Система зажигания от магнето отличается от батарейной системы зажигания тем, что все приборы, кроме проводов высокого напряжения и свечей зажигания, скомпонованы в одном агрегате — магнето. Источник тока, трансформатор, прерыватель и распределитель конструктивно скомпонованы в одном корпусе.

В зависимости от магнитной схемы применяются магнето с вращающимся магнитом или с вращающимся магнитным коммутатором. В системах зажигания пусковых двухтактных карбюраторных двигателей, в двигателях разного мотоинструмента чаще применяются магнето с вращающимся магнитом, так как они более просты по конструкции по сравнению со второй схемой и надежны в эксплуатации из-за отсутствия скользящих контактов.

Принципиальная схема системы зажигания пускового двигателя от магнето с вращающимся магнитом приведена на рис. 2.77. При вращении якоря 1 изменяется магнитный поток, передаваемый от одного полюса постоянного магнита к другому через сердечник 6. Число изменений магнитного потока за один оборот якоря будет равно числу пар полюсов магнита.

Принципиальная схема системы зажигания пускового двигателя от магнето с вращающимся магнитом

Рис. 2.77. Принципиальная схема системы зажигания пускового двигателя от магнето с вращающимся магнитом:
1 — якорь; 2 — стойка; 3, 4— вторичная и первичная обмотки; 5 — искровой разрядник; 6 — сердечник; 7 — свеча зажигания; 8 — контакт; 9 — выводной контакт; 10 — неподвижный контакт прерывателя; 11 — выключатель; 12 — кулачок прерывателя; 13 — конденсатор; N,S — полюса магнита; → — направление вращения якоря и кулачка

Изменяющийся магнитный поток индуктирует электрический ток в первичной 4 и вторичной 3 обмотках. Максимальная сила тока соответствует наибольшей скорости изменения магнитного потока, проходящего через сердечник 6 (два раза за один оборот двухполюсного магнита). При вращении магнита с большой скоростью индуктируемая во вторичной обмотке электродвижущая сила (ЭДС) составляет 2ООО… 3000 В, что значительно ниже пробивного напряжения.

Наибольшая сила тока в первичной цепи достигается в момент, когда якорь магнето поворачивается относительно своего нейтрального положения (90 и 270°) на угол 7… 12°. Для повышения вторичного напряжения и получения искрового разряда между электродами свечи зажигания в определенное время в первичной цепи магнето служит прерыватель с неподвижным контактом 10. Кулачок 12 прерывателя вращается вместе с якорем. Для уменьшения подгорания контактов прерывателя при их размыкании параллельно контактам прерывателя в схему включен конденсатор 13.

Замыкание первичной цепи происходит в момент, когда ЭДС в первичной обмотке близка к нулю, а размыкание, когда ток в ней имеет максимальное значение. При размыкании контактов прерывателя энергия магнитного поля первичной обмотки 4 превращается в электрическую энергию искры, образующейся между электродами свечи 7 зажигания. Для получения искры необходимо напряжение 18…20 кВ. Угол, на который поворачивается якорь 1 магнето от своего центрального положения к моменту размыкания контактов прерывателя, называют абрисом. Значение этого угла зависит от типа магнето и определяется опытным путем.

Для изменения угла опережения зажигания в зависимости от частоты вращения двигателя в приводе магнето предусматривается специальная центробежная муфта.

Выключатель 11 служит для замыкания на «массу» вторичной обмотки, минуя прерыватель, при выключении зажигания. Искровой разрядник 5 предохраняет изоляцию обмоток магнето от повреждения (пробоя) при значительном возрастании вторичного напряжения в случае отсоединения провода высокого напряжения от свечи зажигания или ее неисправности.