2.11.3. Микропроцессорная система управления зажиганием

Общей тенденцией развития схем электрооборудования является широкое применение электронных устройств. Электронные блоки (процессоры, контроллеры, микроЭВМ), обработав по заложенным в них программам (алгоритмам) сведения, поступающие от многочисленных датчиков, выдают команды на обмотки релейного блока, посредством которого ток силового питания подается к соответствующим устройствам.

В электронной системе управления зажиганием применяется модуль зажигания 5 (рис. 2.76), состоящий из двухканального электронного коммутатора и двух двухвыводных катушек зажигания. Система зажигания не имеет подвижных деталей и поэтому не требует обслуживания, не имеет также регулировок, поскольку управление зажиганием полностью электронное.

Схема электронной системы управления зажиганием

Рис. 2.76. Схема электронной системы управления зажиганием:
1 — аккумуляторная батарея; 2 — главное реле; 3 — выключатель зажигания; 4 — свечи зажигания; 5 — модуль зажигания; 6 — контроллер; 7— датчик положения коленчатого вала; 8 — задающий диск; А, В, С, D — контакты модуля зажигания; Е — устройства согласования; I —IV — цилиндры

В системе зажигания применяется метод распределения искры, называемый методом «холостой искры». Цилиндры двигателя объединены в пары I—IV и II —III и искрообразование происходит одновременно в двух цилиндрах: в цилиндре, в котором заканчивается такт сжатия (рабочая искра), и в цилиндре, в котором происходит такт выпуска (холостая искра). Электрический ток в первичных и вторичных обмотках катушек зажигания течет в одном направлении. Вследствие этого ток искрообразования в одной свече всегда протекает с центрального электрода на боковой, а в другой — с бокового на центральный.

Управление зажиганием осуществляется контроллером 6, использующим информацию о режиме работы двигателя, получаемую от датчиков системы управления двигателем. Датчик 7 положения коленчатого вала подает в контроллер сигнал, на основе которого контроллер делает расчет последовательности срабатывания катушек в модуле 5 зажигания.

Для точного управления зажиганием контроллер использует информацию о частоте вращения коленчатого вала; нагрузке двигателя (массовый расход воздуха); температуре охлаждающей жидкости; положении коленчатого вала; наличии детонации.

Система зажигания имеет следующие четыре цепи: 

питания — напряжение из бортовой сети автомобиля (с аккумуляторной батареи 1) поступает после выключателя 3 зажигания на контакт D модуля зажигания;

«массы» — цепь соединения с «массой» идет с торца крышки головки цилиндров на контакт С модуля зажигания;

управления зажиганием цилиндров I и IV — контроллер 6 подает сигнал управления зажиганием на контакт В модуля зажигания 5. Этот сигнал используется для коммутации первичной обмотки катушки зажигания и выдачи высокого напряжения на свечи зажигания цилиндров I и IV;

управления зажиганием цилиндров II и III — контроллер 6 подает сигнал управления зажиганием на контакт А модуля зажигания 5. Этот сигнал используется для коммутации первичной обмотки катушки зажигания и выдачи высокого напряжения на свечи зажигания цилиндров II и III.

На современных автомобилях в последнее время широкое применение находят системы зажигания с индивидуальными модулями зажигания на каждый цилиндр.