8.1. Общие положения
Организация охраны труда в производственных процессах включает в себя правовые, санитарно-гигиенические и технические мероприятия, направленные на обеспечение безопасных условий труда. Все требования правил безопасности к автотракторной технике, условиям эксплуатации, как и обучение машинистов (водителей) правилам безопасности труда регламентированы в соответствии с Системой стандартов безопасности труда (ССБТ). В качестве примера можно привести:
ГОСТ 12.0.004 —90 «ССБТ. Организация обучения безопасности труда. Общие положения»;
ГОСТ 12.1.003 —83 «ССБТ. Шум. Общие требования безопасности»;
ГОСТ 12.1.005 — 88 «ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны»;
ГОСТ 12.1.007 — 76 «ССБТ. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности»;
ГОСТ 12.1.010 — 76 «ССБТ. Взрывобезопасность. Общие требования»;
ГОСТ 12.1.012 — 90 «ССБТ. Вибрационная безопасность. Общие требования»;
ГОСТ 12.2.120 — 88 «ССБТ. Кабины и рабочие места операторов тракторов, самоходных строительно-дорожных машин, одноосных тягачей, карьерных самосвалов и самоходных сельскохозяйственных машин. Общие требования безопасности»;
ГОСТ 12.2.064 — 81 «ССБТ. Органы управления производственным оборудованием. Общие требования безопасности»;
ГОСТ 12.2.121 — 88 «ССБТ. Тракторы промышленные. Общие требования безопасности»;
ГОСТ Р 50866 — 96 «Автотранспортные средства. Системы отопления, вентиляции и кондиционирования. Методы оценки эффективности и безопасности»;
ГОСТ Р 51206 — 2004 «Автотранспортные средства. Содержание загрязняющих веществ в воздухе пассажирского помещения и кабины. Нормы и методы испытаний»;
ГОСТ Р 51709 — 2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки».
Стандарты устанавливают требования к обзорности и освещенности рабочей зоны, к кабинам и рабочему месту, к органам управления, к содержанию пыли в кабине, к вибрации сиденья, условиям труда и ряду других параметров машины.
К управлению и обслуживанию машин допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, имеющие специальную подготовку и получившие в установленном порядке удостоверение на право управления трактором или автомобилем. Кроме того, машинист (водитель) должен пройти обучение согласно ГОСТ 12.0.004 — 90 и инструктаж по технике безопасности труда и иметь соответствующее удостоверение.
Машины должны быть в исправном техническом состоянии.
Работа машинистов (водителей) характеризуется возможным действием ряда опасных и вредных производственных факторов, в числе которых:
• движущиеся машина и ее механизмы;
• подвижные части технологического оборудования;
• передвигающиеся изделия, заготовки, материалы;
• повышенная загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны;
• повышенная температура поверхности оборудования;
• повышенная и пониженная температура воздуха рабочей зоны;
• повышенный уровень шума;
• повышенный уровень вибрации;
• повышенная влажность воздуха;
• токсичные и раздражающие химические вещества, воздействующие на организм человека;
• физические перегрузки;
• освещенность ниже или выше нормы.
Например, двигатель является источником шума, вибрации, загазованности, повышения температуры и др. Источником шума и вибрации является машина в целом, поскольку в ней множество различных механизмов, которые при работе создают шум, кроме того, она постоянно испытывает воздействие различных динамических нагрузок и ударов.
На машиниста (водителя) вибрация передается через рабочее место (кресло) и рычаги управления. Параметры шума и вибрации не должны быть выше предельных допустимых значений, установленных соответственно ГОСТ 12.1.003 — 83 и ГОСТ 12.1.012 — 90.
Большое внимание должно быть уделено кабине и рабочему месту машиниста (водителя).
В кабине машины должны находиться аптечка первой медицинской помощи, термос с питьевой водой, огнетушитель и средства связи.
Особую роль играет микроклимат кабины. Для создания нормальных и комфортных условий труда необходимо, чтобы температура, скорость движения воздуха, влажность воздуха соответствовали определенным пределам. В противном случае может нарушиться терморегуляция организма, что приведет к понижению работоспособности машиниста (водителя) и снижению производительности труда. По ГОСТ 12.1.005 — 88 в кабине должен поддерживаться следующий режим: влажность воздуха 40…60% при температуре 14…28°С.
Кабина автомобиля, кроме того, должна быть оборудована системой отопления, вентиляции и кондиционирования, которая обеспечивает согласно ГОСТ Р 50866 — 96 воздухообмен со скоростью воздуха до 1,5 м/с и поддерживает среднюю температуру воздуха в кабине +18 °С при температуре наружного воздуха -20 °С. Температура в летний период в кабине не должна превышать +28 °С. Концентрация пыли и вредных веществ в кабине машины не должна превышать допустимых значений, установленных ГОСТ 12.1.007-76 и ГОСТ Р 51206-2004.
Кабина должна быть оборудована плафоном внутреннего освещения, переносной лампой и розеткой на 12 В.
Освещенность рабочих зон должна соответствовать отраслевым нормам искусственного освещения мест производства. Необходимое освещение рабочего места достигается установкой дополнительных фар на капоте или крыше трактора или автомобиля спереди и сзади.
Ограждаемые опасные поверхности машины, выполненные согласно ГОСТ 12.2.062 — 81 «ССБТ. Оборудование производственное. Ограждения защитные», выступающие и движущиеся узлы машины должны быть окрашены в специальные цвета или иметь установленные знаки безопасности.
В начале смены машинист (водитель) при проведении ежедневного технического обслуживания должен осмотреть машину и убедиться в ее исправности, проверив работоспособность машины без нагрузки. При двух-, трехсменной работе в исправности машины должен убедиться каждый из водителей или машинистов. Проверке подлежат все узлы и агрегаты, от которых зависит безопасность работы. При проверке металлоконструкций особое внимание необходимо обращать на места их соединения с другими элементами металлоконструкций. Запрещается работать с разбитыми стеклами, неисправным звуковым сигналом и при неполном освещении. Не допустимо наличие течи рабочей жидкости из мест соединений и уплотнений трубопроводов и узлов.
Состояние остальных узлов и систем контролируется при проведении плановых технических обслуживаний, а также при подозрении, что в них имеются неисправности. Можно проводить осмотр в обеденное время, если утром и вечером не позволяет освещенность.
Запрещается пускать двигатель, не убедившись в нейтральности положения рычагов управления. Перед началом движения следует подать звуковой сигнал и убедиться в отсутствии людей в зоне работы машины (зона безопасности). Запрещается нажимать на органы управления машины, находясь вне кабины.