ЗИЛ

Безопасность жизнедеятельности при работе на тракторах и автомобилях

8.1. Общие положения

Организация охраны труда в производственных процессах вклю­чает в себя правовые, санитарно-гигиенические и технические мероприятия, направленные на обеспечение безопасных условий труда. Все требования правил безопасности к автотракторной тех­нике, условиям эксплуатации, как и обучение машинистов (во­дителей) правилам безопасности труда регламентированы в соот­ветствии с Системой стандартов безопасности труда (ССБТ). В ка­честве примера можно привести:

ГОСТ 12.0.004 —90 «ССБТ. Организация обучения безопасно­сти труда. Общие положения»;

ГОСТ 12.1.003 —83 «ССБТ. Шум. Общие требования безопасно­сти»;

ГОСТ 12.1.005 — 88 «ССБТ. Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны»;

ГОСТ 12.1.007 — 76 «ССБТ. Вредные вещества. Классификация и общие требования безопасности»;

ГОСТ 12.1.010 — 76 «ССБТ. Взрывобезопасность. Общие требо­вания»;

ГОСТ 12.1.012 — 90 «ССБТ. Вибрационная безопасность. Общие требования»;

ГОСТ 12.2.120 — 88 «ССБТ. Кабины и рабочие места операто­ров тракторов, самоходных строительно-дорожных машин, одно­осных тягачей, карьерных самосвалов и самоходных сельскохо­зяйственных машин. Общие требования безопасности»;

ГОСТ 12.2.064 — 81 «ССБТ. Органы управления производствен­ным оборудованием. Общие требования безопасности»;

ГОСТ 12.2.121 — 88 «ССБТ. Тракторы промышленные. Общие требования безопасности»;

ГОСТ Р 50866 — 96 «Автотранспортные средства. Системы ото­пления, вентиляции и кондиционирования. Методы оценки эф­фективности и безопасности»;

ГОСТ Р 51206 — 2004 «Автотранспортные средства. Содержание загрязняющих веществ в воздухе пассажирского помещения и ка­бины. Нормы и методы испытаний»;

ГОСТ Р 51709 — 2001 «Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки».

Стандарты устанавливают требования к обзорности и освещен­ности рабочей зоны, к кабинам и рабочему месту, к органам уп­равления, к содержанию пыли в кабине, к вибрации сиденья, условиям труда и ряду других параметров машины.

К управлению и обслуживанию машин допускаются лица не моложе 18 лет, прошедшие медицинское освидетельствование, имеющие специальную подготовку и получившие в установлен­ном порядке удостоверение на право управления трактором или автомобилем. Кроме того, машинист (водитель) должен пройти обучение согласно ГОСТ 12.0.004 — 90 и инструктаж по технике безопасности труда и иметь соответствующее удостоверение.

Машины должны быть в исправном техническом состоянии.

Работа машинистов (водителей) характеризуется возможным действием ряда опасных и вредных производственных факторов, в числе которых:

• движущиеся машина и ее механизмы;

• подвижные части технологического оборудования;

• передвигающиеся изделия, заготовки, материалы;

• повышенная загазованность и запыленность воздуха рабочей зоны;

• повышенная температура поверхности оборудования;

• повышенная и пониженная температура воздуха рабочей зоны;

• повышенный уровень шума;

• повышенный уровень вибрации;

• повышенная влажность воздуха;

• токсичные и раздражающие химические вещества, воздей­ствующие на организм человека;

•  физические перегрузки;

•  освещенность ниже или выше нормы.

Например, двигатель является источником шума, вибрации, загазованности, повышения температуры и др. Источником шума и вибрации является машина в целом, поскольку в ней множе­ство различных механизмов, которые при работе создают шум, кроме того, она постоянно испытывает воздействие различных динамических нагрузок и ударов.

На машиниста (водителя) вибрация передается через рабочее место (кресло) и рычаги управления. Параметры шума и вибрации не должны быть выше предельных допустимых значений, установ­ленных соответственно ГОСТ 12.1.003 — 83 и ГОСТ 12.1.012 — 90.

Большое внимание должно быть уделено кабине и рабочему месту машиниста (водителя).

В кабине машины должны находиться аптечка первой меди­цинской помощи, термос с питьевой водой, огнетушитель и сред­ства связи.

Особую роль играет микроклимат кабины. Для создания нор­мальных и комфортных условий труда необходимо, чтобы темпе­ратура, скорость движения воздуха, влажность воздуха соответ­ствовали определенным пределам. В противном случае может на­рушиться терморегуляция организма, что приведет к понижению работоспособности машиниста (водителя) и снижению производительности труда. По ГОСТ 12.1.005 — 88 в кабине должен поддерживаться следующий режим: влажность воздуха 40…60% при температуре 14…28°С.

Кабина автомобиля, кроме того, должна быть оборудована си­стемой отопления, вентиляции и кондиционирования, которая обеспечивает согласно ГОСТ Р 50866 — 96 воздухообмен со скоро­стью воздуха до 1,5 м/с и поддерживает среднюю температуру воздуха в кабине +18 °С при температуре наружного воздуха -20 °С. Температура в летний период в кабине не должна превышать +28 °С. Концентрация пыли и вредных веществ в кабине машины не дол­жна превышать допустимых значений, установленных ГОСТ 12.1.007-76 и ГОСТ Р 51206-2004.

Кабина должна быть оборудована плафоном внутреннего осве­щения, переносной лампой и розеткой на 12 В.

Освещенность рабочих зон должна соответствовать отраслевым нормам искусственного освещения мест производства. Необходи­мое освещение рабочего места достигается установкой дополни­тельных фар на капоте или крыше трактора или автомобиля спе­реди и сзади.

Ограждаемые опасные поверхности машины, выполненные согласно ГОСТ 12.2.062 — 81 «ССБТ. Оборудование производствен­ное. Ограждения защитные», выступающие и движущиеся узлы машины должны быть окрашены в специальные цвета или иметь установленные знаки безопасности.

В начале смены машинист (водитель) при проведении еже­дневного технического обслуживания должен осмотреть маши­ну и убедиться в ее исправности, проверив работоспособность машины без нагрузки. При двух-, трехсменной работе в исправ­ности машины должен убедиться каждый из водителей или ма­шинистов. Проверке подлежат все узлы и агрегаты, от которых зависит безопасность работы. При проверке металлоконструк­ций особое внимание необходимо обращать на места их соеди­нения с другими элементами металлоконструкций. Запрещает­ся работать с разбитыми стеклами, неисправным звуковым сиг­налом и при неполном освещении. Не допустимо наличие течи рабочей жидкости из мест соединений и уплотнений трубопро­водов и узлов.

Состояние остальных узлов и систем контролируется при про­ведении плановых технических обслуживаний, а также при подо­зрении, что в них имеются неисправности. Можно проводить ос­мотр в обеденное время, если утром и вечером не позволяет осве­щенность.

Запрещается пускать двигатель, не убедившись в нейтрально­сти положения рычагов управления. Перед началом движения сле­дует подать звуковой сигнал и убедиться в отсутствии людей в зоне работы машины (зона безопасности). Запрещается нажимать на органы управления машины, находясь вне кабины.