1.4. Классификация и типаж автомобилей

По назначению автомобили подразделяются на пассажирские, грузовые и специальные.

Пассажирские автомобили вместимостью до восьми человек, включая водителя, относятся к легковым, свыше восьми — к автобусам.

Грузовые автомобили предназначены для транспортирования разных грузов. К грузовым относятся бортовые, самосвалы, тягачи, специализированные автомобили. Бортовые автомобили — это машины общего назначения, имеют неопрокидывающийся бортовой кузов и используются для перевозки всех видов грузов, кроме жидких, без тары.

Автомобили-тягачи предназначены для работы с прицепами и полуприцепами, подразделяются на седельные автомобили-тягачи для работы с полуприцепами и автомобили-тягачи в сцепе с прицепом или полуприцепом (автопоезда).

К специализированным относятся автомобили, предназначенные для перевозки определенных видов грузов: контейнеровозы, фургоны, панелевозы, трубовозы, цементо-, бензино-, муковозы, цистерны, лесовозы и др.

Специальные автомобили предназначены для выполнения различных преимущественно нетранспортных работ: пожарные автомобили, автовышки, автомобили с компрессорными установками, автокраны, уборочные автомобили и др.

Типы (или классы) грузовых автомобилей в основном характеризуются максимальной полной массой, т.е. массой снаряженного автомобиля с максимальной массой перевозимого груза. Каж ­ дый тип автомобиля может иметь несколько модификаций (по кузову, по колесной формуле, по базе и т.д.), но максимальная полная масса для всех модификаций обычно сохраняется.

Снижения массы автомобиля без снижения его срока службы можно добиться усовершенствованием конструкции механизмов, применением пластмасс и легких сплавов и усовершенствованием технологии производства (например, внедрением упрочняющей технологии).

Российская классификация грузовых автомобилей по полной массе и типу кузова приведена в табл. 1.2.

Таблица 1.2

Классификация грузовых автомобилей по полной массе и типу кузова

Полная масса, т

Обозначение автомобилей

С борто­вой плат­формой

Седель­ные тягачи

Само­ свалы

Цистер­ны

Фурго­ны

Специаль­ные

До 1,2

13хх

14хх

15хх

16хх

1/хх

19хх

Св. 1,2 до 2,0

23хх

24хх

25хх

26хх

27хх

29хх

Св. 2,0 до 8,0

ЗЗхх

34хх

35хх

Збхх

37хх

39хх

Св. 8,0 до 14

43хх

44 хх

45хх

46хх

47хх

49хх

Св. 14 до 20

53хх

54хх

55хх

56хх

57хх

59хх

Св. 20 до 40

бЗхх

64хх

65хх

ббхх

67хх

69хх

Св. 40

73хх

74хх

75хх

76хх

77хх

79хх

Примечание, хх — возможные номера конкретных моделей.

Грузовые автомобили классифицируют по максимальной мас­се перевозимого груза, т. е. по максимальной грузоподъемности:

•  особо малой — до 1,0 т;

•  малой — свыше 1,0 до 3,0 т;

•  средней — свыше 3,0 до 5,0 т;

•  большой — свыше 5,0 т до предела, установленного дорож­ными ограничениями по осевой нагрузке;

•  особо большой — свыше предела, установленного дорожны­ми ограничениями по осевой нагрузке.

Внутри каждого класса грузовых автомобилей существует деле­ние по грузоподъемности на типоразмеры. Грузовые автомобили особо малой грузоподъемности до 0,5 т часто выполняют на шас­си легковых автомобилей, и их компоновка поэтому зависит от требований, предъявляемых к легковому автомобилю, на базе которого они спроектированы.

По проходимости автомобили подразделяют на категории ог­раниченной, повышенной и высокой проходимости. Автомоби­ли внутри каждой категории подразделяются на группы по гру­зоподъемности.

Автомобили ограниченной проходимости (дорожные автомоби­ли) предназначаются в основном для эксплуатации на дорогах с твердым покрытием и грунтовых дорогах в сухое время года. К ним относятся двух- и трехосные автомобили с неразрезными моста­ми, со сдвоенными шинами задних колес и с приводом задних осей (колесные формулы 4×2, 6×4).

Автомобили повышенной проходимости конструктивно незначи­тельно отличаются от дорожных и предназначены для эксплуата­ции на усовершенствованных и грунтовых дорогах в любое время года. Возможность движения по бездорожью и пересеченной мест­ности у них ограничена. Современные автомобили повышенной проходимости, как правило, имеют два или три неразрезных ме­ста, привод на все колеса (колесные формулы 4×4 и 6×6), разда­точную коробку с демультипликатором, подвеску на листовых полуэллиптических рессорах и колеса, расположенные «след в след» (обычно односкатные), иногда с шинами с регулируемым в них давлением воздуха. Автомобили повышенной проходимости могут иметь блокируемые дифференциалы и лебедку для самовытаски­вания, а также приспособления для преодоления глубокого (до 1,8 м) брода.

ЗИЛ-157

Автомобили высокой проходимости специально предназначены для движения по бездорожью и должны быть способны преодоле­вать определенные препятствия как горизонтальные (рвы, кана­вы), так и вертикальные (стенки, бревна, пни).

Автомобили высокой проходимости обычно имеют четыре, реже три ведущие оси (колесные формулы 8×8, 6×6), механическую трансмиссию с синхронизаторами в коробках передач (КП) или автоматическую трансмиссию, обеспечивающую скорости от 2… 3,5 до 70… 100 км/ч, шины низкого давления с системой регулирова­ния в них давления воздуха, усилители в рулевом управлении, блокируемые дифференциалы, герметичные тормоза, независи­мую индивидуальную подвеску с большим ходом колес, а также приспособления для преодоления водных преград. Иногда они имеют гладкое днище. Такие автомобили отличаются уменьшен­ным удельным давлением колес на грунт, большим дорожным просветом.