По назначению автомобили подразделяются на пассажирские, грузовые и специальные.
Пассажирские автомобили вместимостью до восьми человек, включая водителя, относятся к легковым, свыше восьми — к автобусам.
Грузовые автомобили предназначены для транспортирования разных грузов. К грузовым относятся бортовые, самосвалы, тягачи, специализированные автомобили. Бортовые автомобили — это машины общего назначения, имеют неопрокидывающийся бортовой кузов и используются для перевозки всех видов грузов, кроме жидких, без тары.
Автомобили-тягачи предназначены для работы с прицепами и полуприцепами, подразделяются на седельные автомобили-тягачи для работы с полуприцепами и автомобили-тягачи в сцепе с прицепом или полуприцепом (автопоезда).
К специализированным относятся автомобили, предназначенные для перевозки определенных видов грузов: контейнеровозы, фургоны, панелевозы, трубовозы, цементо-, бензино-, муковозы, цистерны, лесовозы и др.
Специальные автомобили предназначены для выполнения различных преимущественно нетранспортных работ: пожарные автомобили, автовышки, автомобили с компрессорными установками, автокраны, уборочные автомобили и др.
Типы (или классы) грузовых автомобилей в основном характеризуются максимальной полной массой, т.е. массой снаряженного автомобиля с максимальной массой перевозимого груза. Каж дый тип автомобиля может иметь несколько модификаций (по кузову, по колесной формуле, по базе и т.д.), но максимальная полная масса для всех модификаций обычно сохраняется.
Снижения массы автомобиля без снижения его срока службы можно добиться усовершенствованием конструкции механизмов, применением пластмасс и легких сплавов и усовершенствованием технологии производства (например, внедрением упрочняющей технологии).
Российская классификация грузовых автомобилей по полной массе и типу кузова приведена в табл. 1.2.
Таблица 1.2
Классификация грузовых автомобилей по полной массе и типу кузова
Полная масса, т |
Обозначение автомобилей |
|||||
С бортовой платформой |
Седельные тягачи |
Само свалы |
Цистерны |
Фургоны |
Специальные |
|
До 1,2 |
13хх |
14хх |
15хх |
16хх |
1/хх |
19хх |
Св. 1,2 до 2,0 |
23хх |
24хх |
25хх |
26хх |
27хх |
29хх |
Св. 2,0 до 8,0 |
ЗЗхх |
34хх |
35хх |
Збхх |
37хх |
39хх |
Св. 8,0 до 14 |
43хх |
44 хх |
45хх |
46хх |
47хх |
49хх |
Св. 14 до 20 |
53хх |
54хх |
55хх |
56хх |
57хх |
59хх |
Св. 20 до 40 |
бЗхх |
64хх |
65хх |
ббхх |
67хх |
69хх |
Св. 40 |
73хх |
74хх |
75хх |
76хх |
77хх |
79хх |
Примечание, хх — возможные номера конкретных моделей.
Грузовые автомобили классифицируют по максимальной массе перевозимого груза, т. е. по максимальной грузоподъемности:
• особо малой — до 1,0 т;
• малой — свыше 1,0 до 3,0 т;
• средней — свыше 3,0 до 5,0 т;
• большой — свыше 5,0 т до предела, установленного дорожными ограничениями по осевой нагрузке;
• особо большой — свыше предела, установленного дорожными ограничениями по осевой нагрузке.
Внутри каждого класса грузовых автомобилей существует деление по грузоподъемности на типоразмеры. Грузовые автомобили особо малой грузоподъемности до 0,5 т часто выполняют на шасси легковых автомобилей, и их компоновка поэтому зависит от требований, предъявляемых к легковому автомобилю, на базе которого они спроектированы.
По проходимости автомобили подразделяют на категории ограниченной, повышенной и высокой проходимости. Автомобили внутри каждой категории подразделяются на группы по грузоподъемности.
Автомобили ограниченной проходимости (дорожные автомобили) предназначаются в основном для эксплуатации на дорогах с твердым покрытием и грунтовых дорогах в сухое время года. К ним относятся двух- и трехосные автомобили с неразрезными мостами, со сдвоенными шинами задних колес и с приводом задних осей (колесные формулы 4×2, 6×4).
Автомобили повышенной проходимости конструктивно незначительно отличаются от дорожных и предназначены для эксплуатации на усовершенствованных и грунтовых дорогах в любое время года. Возможность движения по бездорожью и пересеченной местности у них ограничена. Современные автомобили повышенной проходимости, как правило, имеют два или три неразрезных места, привод на все колеса (колесные формулы 4×4 и 6×6), раздаточную коробку с демультипликатором, подвеску на листовых полуэллиптических рессорах и колеса, расположенные «след в след» (обычно односкатные), иногда с шинами с регулируемым в них давлением воздуха. Автомобили повышенной проходимости могут иметь блокируемые дифференциалы и лебедку для самовытаскивания, а также приспособления для преодоления глубокого (до 1,8 м) брода.
Автомобили высокой проходимости специально предназначены для движения по бездорожью и должны быть способны преодолевать определенные препятствия как горизонтальные (рвы, канавы), так и вертикальные (стенки, бревна, пни).
Автомобили высокой проходимости обычно имеют четыре, реже три ведущие оси (колесные формулы 8×8, 6×6), механическую трансмиссию с синхронизаторами в коробках передач (КП) или автоматическую трансмиссию, обеспечивающую скорости от 2… 3,5 до 70… 100 км/ч, шины низкого давления с системой регулирования в них давления воздуха, усилители в рулевом управлении, блокируемые дифференциалы, герметичные тормоза, независимую индивидуальную подвеску с большим ходом колес, а также приспособления для преодоления водных преград. Иногда они имеют гладкое днище. Такие автомобили отличаются уменьшенным удельным давлением колес на грунт, большим дорожным просветом.