Системы пуска

Способы пуска. Рабочий цикл пускового двигателя

Различают следующие способы пуска двигателя: электрическим стартером и вспомогательным двигателем.

Пуск электрическим стартером наиболее распространен. Стартер удобен в эксплуатации. С помощью него значительно облегчается работа водителя. Однако у него ограниченный запас энергии, что сокращает число возможных попыток пуска двигателя.

Пуск вспомогательным двигателем применяют на некоторых дизелях. Этот способ более надежен в любых температурных условиях, но операция пуска сложнее по сравнению с пуском от электрического стартера.

От стартера коленчатый вал проворачивается с помощью пусковой шестерни 2 (рис 56, а). Вспомогательный двигатель передает вращение коленчатому валу дизеля через редуктор. Такой двигатель в сборе с редуктором обычно называют пусковым устройством (рис. 56, б). От коленчатого вала Спускового двигателя усилие передается через шестерни 9,10 и диски сцепления на валу 12 редуктора.

Схемы систем пуска

Рис. 56. Схемы систем пуска: а — электрическим стартером; б — вспомогательным двигателем; 1 — зубчатый венец маховика; 2 и 6 — пусковые шестерни; 3 — тяговое реле; 4 — стартер; 5 — коленчатый вал дизеля; 7 — рычаг включения пусковой шестерни; 8 — коленчатый вал пускового двигателя; 9 и 10 — шестерни; 11 — рычаг сцепления; 12 — вал механизма передачи (редуктора); 13 и 14 — ведомый и ведущий диски сцепления

На валу 12 свободно вращается ведущий диск 14. Ведомый диск 13 соединен с валом шлица. При включенном сцеплении вал редуктора не вращается, при выключенном (рычаг 11 перемещают вправо) — ведомый диск прижимается к ведущему и под действием возникающего трения диски передают вращение на вал редуктора.

Пусковую шестерню 6 вводят в зацепление с зубчатым венцом 1 маховика рычагом 7. Тогда вращение передается на коленчатый вал дизеля. После его пуска пусковая шестерня выводится из зацепления с венцом маховика специальным автоматом выключения.

В пусковом двигателе нет клапанов, пуск горючей смеси и выпуск отработавших газов происходит через окна в цилиндре, которые своевременно открываются и закрываются движущимся поршнем.

Рассмотрим рабочий цикл пускового двигателя.

Первый такт. При движении вверх поршень 2 (рис. 57, а) перекрывает выпускные окна 3 в цилиндре, в результате чего поступившая горючая смесь над поршнем сжимается. Одновременно под поршнем создается разрежение, и из карбюратора 4 через впускные окна 5 цилиндра горючая смесь засасывается в кривошипную камеру 6.

Схема работы двухтактного двигателя

Рис. 57. Схема работы двухтактного двигателя: а — первый такт; б — конец первого и начало второго такта; в — конец второго такта; 1 — искровая свеча зажигания; 2 — поршень; 3 и 5 — выпускное и впускное окна цилиндра; 4 — карбюратор; 6 — кривошипная камера; 7 — продувочный канал; 8 — цилиндр; 9 — выпускная труба; 10 — картер

При подходе поршня к в.м.т. в искровой свече зажигания (рис. 57, б) образуется электрическая искра и рабочая смесь* в цилиндре воспламеняется. На этом заканчивается первый такт, при котором происходит наполнение кривошипной камеры горючей смесью.

* Рабочая смесь — это горючая смесь, перемешанная с остаточными газами в Чилиндре.

Второй такт. Под давлением образовавшихся от сгорания рабочей смеси газов поршень перемещается вниз, совершая рабочий ход до тех пор, пока откроются выпускные окна и начнется выпуск отработавших газов через трубу наружу. При движении Поршня вниз горючая смесь в камере сжимается. В конце второго такта он открывает окна продувочного канала 7 и смесь нагнетается из кривошипной камеры в цилиндр, вытесняя из него отработавшие газы (рис. 57, в). Происходит продувка и одновременно наполнение цилиндра свежей горючей смесью.

Таким образом, за два хода поршня (два такта) совершается полный рабочий цикл.

Двигатели с рассмотренным рабочим процессом называют двухтактными двигателями с кривошипной камерой продувки. По конструкции и в эксплуатации они проще, чем четырехтактные. Они работают более равномерно потому, что рабочий ход совершается при каждом обороте коленчатого вала. Однако двухтактные двигатели менее экономичны, чем четырехтактные. Во время продувки через выпускные окна теряется 30% горючей смеси. Поэтому на тракторах их используют при кратковременной работе для пуска дизеля.