Потребители электрической энергии сельскохозяйственных тракторов

Стартеры

Для облегчения работы водителя при пуске применяют электрические стартеры. Различают стартеры для пусковых и основных двигателей.

Стартер пускового двигателя. Он представляет собой электродвигатель постоянного тока закрытого исполнения, который преобразует электрическую энергию аккумуляторной батареи в механическую работу. Стартер состоит из корпуса 11 (рис. 131) с полюсами и обмоткой 12 возбуждения, якоря 13, щеток, тягового реле и механизма пусковой шестерни 14.

Вал якоря вращается в бронзовых втулках. В пазы якоря уложено несколько секций обмотки из толстой медной ленты. Концы ленты каждой секции присоединены к пластинам коллектора 10, к которому пружинами прижаты щетки 9. Две из них соединены с «массой», а две — с одним концом обмотки возбуждения. Другой конец обмотки возбуждения присоединен к зажиму 8 тягового реле.

Тяговое реле состоит из сердечника с втягивающей 4 и удерживающей 5 обмотками и поджимного якоря 3, соединенного с рычагом пусковой шестерни 14.

Стартер вводится в действие ключом, устанавливаемым в замок 20. Последний находится на щитке приборов. К контактам замка подходят провода от втягивающей обмотки и аккумуляторной батареи.

Двигатель пускают, поворачивая рукоятку ключа по ходу часовой стрелки, т.е. замыкают цепь втягивающей обмотки. Втягивающая обмотка при прохождении по ней тока намагничивает сердечник, который втягивает внутрь себя подвижной якорь. Якорь 3 одним концом передвигает рычаг пусковой шестерни 14, вводя ее в зацепление с венцом маховика пускового двигателя, а другим концом через контактный диск 7 замыкает цепь аккумулятор — стартер. В результате взаимодействия двух магнитных полей (одно создается током в обмотках возбуждения, а другое — в обмотках якоря) начинает вращаться якорь 13 стартера, который пусковой шестерней вращает маховик с коленчатым валом. Для удержания подвижного якоря 3 во включенном положении служит удерживающая обмотка 5, которая намотана в одну сторону с втягивающей обмоткой 4, что обеспечивает согласованность действия их магнитных потоков.

С момента пуска двигателя пусковая шестерня начинает вращаться от венца маховика и разъединяется с валом якоря благодаря муфте 1 свободного хода.

Муфта свободного хода предотвращает «разнос» якоря стартера после пуска двигателя, так как она передает вращение только в одну сторону: от вала якоря стартера к пусковой шестерне. Устройство и действие муфты свободного хода стартера подобно устройству и действию муфты свободного хода пускового устройства.

После пуска двигателя ключ поворачивают в обратную сторону. Цепь втягивающей обмотки размыкается, ее сердечник размагничивается, а пусковая шестерня под действием пружины якоря отходит от маховика.

Стартер основного двигателя. Это четырехполюсный электродвигатель с последовательной обмоткой возбуждения и дистанционным включением с места водителя (рис. 132, а). Стартер отличается от описанного стартера пускового двигателя наличием дополнительных электромагнитных реле Б и В (рис. 132, б). Они предотвращают возможность включения стартера при работающем двигателе.

ris132

Рис. 132. Стартер основного двигателя: 

а — устройство; б — схема работы; 1 — пусковая шестерня с муфтой свободного хода; 2 — рычаг включения; 3 — якорь тягового реле; 4 и 5 — втягивающая и удерживающая (шунтовая) обмотки; 6 —контактный диск; 7 и 8 — зажимы концов удерживающей и втягивающей обмоток; 9 — зажим провода от аккумуляторной батареи; 10 — токопроводящие щетки; 11 — коллектор; 12 — полюсный башмак; 13 — катушки фазных обмоток; 14 — якорь; 15 ~ вал якоря; 16 — пружина; 17 — стартер; 18, 19 — соответственно включатели стартера и блокировки пуска (устанавливают на КП); 20 — выключатель «массы»; 21 — аккумуляторные батареи; А — электромагнитное тяговое реле; Б — реле стартера; В — реле блокировки

При включении включателя 18 стартера в положение пуска двигателя ток от аккумуляторной батареи 21 подается на обмотку реле Б, включенную на «массу» через контакты реле В. Реле Б срабатывает, его контакты замыкаются, и через них подается питание на тяговое реле А стартера. Стартер 17 включается и через маховик вращает коленчатый вал двигателя.

С увеличением частоты вращения коленчатого вала возрастает напряжение, подводимое от генератора к выпрямителю реле Б.

Когда напряжение генератора составит 8…9 В, реле блокировки В срабатывает, размыкая контакты. При этом реле Б обесточивается, его контакты под действием пружины размыкаются и отключают стартер.

Во время работы дизеля при любой частоте вращения коленчатого вала контакты реле В разомкнуты, поэтому включить стартер работающего двигателя нельзя.