Признаки работоспособного состояния кривошипно-шатунного механизма заключаются в следующем:
дизель работает на номинальном режиме без перебоев, дыма и стука;
давление масла в смазочной системе находится в допустимых пределах;
расход масла (на угар) не выше допустимого значения.
Для обеспечения нормальных условий работы деталей кривошипно-шатунного механизма не допускаются: эксплуатация нового двигателя без обкатки; загрузка недостаточно прогретого двигателя; работа двигателя при давлении масла ниже допустимого значения; длительная работа двигателя на холостом ходу, вызывающая закоксовывание поршневых колец; продолжительная работа при перегрузке; использование масел нерекомендованных сортов; работа двигателя без воздухоочистителя или с подсосом воздуха в соединениях впускных трубопроводов.
Обслуживание кривошипно-шатунного механизма сводится в основном к устранению причин, способствующих его преждевременному износу. Для этого необходимо: своевременно менять масло в картере дизеля; следить за исправной очисткой воздуха от пыли; не перегружать дизель; контролировать работу дизеля по приборам и на слух.
В процессе эксплуатации могут возникнуть следующие неисправности кривошипно-шатунного механизма (табл. 1).
Возможные неисправности кривошипно-шатунного механизма
Неисправность |
Причина |
Способ устранения |
Двигатель не пускается |
Слабая компрессия в цилиндрах ввиду износа поршневой группы (гильз, поршней, колец) |
Заменить изношенные детали |
Двигатель работает с перебоями и не развивает номинальной мощности |
Попадание в цилиндры воды из системы охлаждения |
Устранить попадание воды в цилиндры, подтянуть гайки крепления головки цилиндров, заменить прокладку |
|
Изношены поршневые кольца Засорена выпускная труба |
Заменить кольца Очистить трубу |
Дымный выпуск отработавших газов: |
||
голубой дым |
Закоксовывание поршневых колец Износ поршневой группы |
Вынуть поршни и очистить кольца Заменить изношенные детали поршневой группы |
белый дым
|
Двигатель не прогрет Попадание воды в цилиндры |
Прогреть двигатель Устранить попадание воды |
Стуки в двигателе: отчетливый звонкий звук |
Изношены поршневые пальцы, отверстия в бобышках поршня и верхней головки шатуна |
Заменить изношенные детали |
дребезжащий стук |
Изношены поршни и гильзы |
То же |
глухие стуки при работе двигателя под нагрузкой |
Изношены вкладыши и шейки коленчатого вала |
То же |